В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Проблемой формирования профессионально – значимых качеств личности будущих учителей стали заниматься с конца XIX века. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.
В философском энциклопедическом словаре: «Качество - философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность, отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов».
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «качество» определяется как «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность», или, как «то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь». Следовательно, с психологической точки зрения «качество» можно определить как наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен - природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями; при этом в качество включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявлению той или иной стороны возможностей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет уточнить само понятие “профессионально-значимое качество”. Под профессионально-значимыми качествами мы понимаем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения (В.Д. Шадриков). К данным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПЗК. В логике нашего исследования мы также принимаем точку зрения К.М. Левитан (175) на понимание “профессионально-значимого качества” как постоянного, закрепившегося отношения к своей профессии, к себе, к труду, людям, природе, вещам и определенной системы мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором эти отношения реализуются. По её мнению, понятие “профессионально-значимое” объединяет внутреннее и внешнее и заключает в самом себе диалектику субъективации и объективации, выделяет и конкретизирует главное в предметном содержании мотивации и регуляции поведения педагога.
ПЗК, составляющие структуру готовности студентов к творческой деятельности включают в себя не только творческие способности (гибкость и оригинальность мышления и т.д.), но и другие профессионально важные качества (профессионализм, аттракция, эмпатия и т.д.), которые в единстве между собой образуют систему качеств, позволяющих оптимально менять содержание, формы, методы и приемы деятельности в соответствии с новыми педагогическими условиями.
Наиболее часто встречающиеся ПЗК личности педагога: пед. эрудиция и мышление; психическое и физическое здоровье; атракция и любовь к детям; способность к эмпатии; креативность; пед.наблюдательность и сензитивность к потребностям учащихся; способность к рефлексии; экстраверность и жизнерадостность; способность к самообразованию; энтузиазм и жизнерадостность; ответственность и аккуратность; высокий профессионализм
Ю.Н.Кулюткин выделяет три группы качеств личности, имеющих для педагога профессиональную значимость:
способность понимать внутренний мир другого человека;
способность к активному воздействию на ученика
эмоциональная устойчивость, т.е. способность владеть собой.
Ю.К.Бабанский приводит следующую классификацию:
I. Личностные:
потребность работы с детьми;
идейно - политический и культурный кругозор, настойчивость в работе;
педагогическая ориентировка, мобильность, чувство нового и педагогический такт;
требовательность к себе и другим;
II. Качества, связанные с учебной деятельностью:
знание предмета;
умение оценивать качество знаний, умений и навыков;
умение планировать работу, осуществлять развитие мышления, формирование интереса, умение эффективно выполнить план, осуществить межпредметные связи, индивидуальный подход, формировать навыки учебного труда;
знание психолого-педагогических основ обучения
III. Качества, связанные с воспитательной работой учителя:
Понятие «химическая реакция» как система содержания учебного предмета
Система понятий о химической реакции – это весьма сложная, многоплановая, многокомпонентная система. Этим осложнено обобщение знаний, выделение инварианта данной системы понятий. В развитом и структу ...
Рекомендации по использованию клуба для девушек «Хрустальный башмачок» в
работе социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей
Клуб — сообщество людей с едиными интересами, объединённое в организацию или ассоциацию. Различают клубы спортивные, развлекательные, политические, религиозные и т. п. Нами составлена программа работ ...