В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В условиях ускорения научно-технического и информационного прогресса, а также важнейших экономико-социальных преобразований, осуществляемых в стране, на первый план в области высшего образования выходит проблема подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, обладающих, помимо качественной профессиональной подготовки, также развитым творческим мышлением, неординарным воображением.
С изменениями требований общества изменяются требования, предъявляемые к педагогам. На современном этапе развития гражданского общества в России становится востребованным либерально-демократический стиль педагогической деятельности и как следствие этого, становятся востребованными соответствующие профессионально-значимые качества (ПЗК) личности педагога. На этапе профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении возникает необходимость формирования творческого подхода. Этот процесс осложняется преобладанием в учебно-воспитательной деятельности педагогического университета репродуктивных форм в организации обучения студентов. Это способствует формированию догматического мышления у студентов, которое в свою очередь, не позволяет им в достаточной степени самостоятельно определять траекторию развития своих профессионально значимых качеств личности и профессионального развития личности в целом.
Формирование ПЗК личности студента будет определять в его будущей педагогической деятельности индивидуальный стиль деятельности. От данных качеств будет зависеть выбор методов, приемов и средств в учебно-воспитательном процессе, а, следовательно, зависит стремление к профессиональному саморазвитию, которое, в свою очередь, разнообразит данный выбор.
В рамках специальности «Технология и предпринимательство» педагогического вуза в процессе подготовки будущих учителей, решается ряд вышеизложенных задач. Это достигается путем того, что студенты имеют возможность применить полученные теоретические знания, умения и навыки на практических занятиях, в частности в процессе занятий в творческом коллективе. Именно на занятиях в творческом коллективе студент может и должен осваивать практическое применение теоретических знаний, получаемых им на специальных дисциплинах, что, закономерно, будет способствовать развитию профессионально-значимых качеств личности, росту мотивации студентов к учебе, улучшению качества усвоения ими знаний, развитию педагогических способностей, формированию навыков самообразования и самореализации личности, профессиональному самоопределению,
Обеспечение возможности раскрытия потенциала личности студента, его самореализации при выполнении выбранного им творческого проекта, деятельность «от проблемы к задаче, от задачи к проекту, от проекта к его воплощению и защите» (В.Д. Симоненко), накладывает определенные требования к организации занятий в творческом коллективе.
Это относится, прежде всего, к желательности обеспечить условия, близкие к реальной деятельности. При этом студент, используя в качестве инструмента, в том числе, и инновационные технологии, будет способен проявить свою индивидуальность, выразить себя как личность, что хорошо согласуется с рядом основных задач сегодняшней системы образования: формирование и развитие профессиональных и нравственных качеств, социальной активности, а также творческого потенциала личности.
Однако существующий уровень подготовки по специальности «Технология и предпринимательство», который для оптимального решения названных выше задач, должен владеть инновационными методами, не в полной мере удовлетворяет требованиям успешной реализации указанного подхода.
Таким образом, процесс подготовки специалиста, способного самостоятельно видеть, находить, эффективно решать и оценивать (в том числе - с учетом социальных последствий) поставленные задачи, становится в настоящее время одной из главных целей системы образования, однако при этом следует отметить ряд проблем:
• преобладание традиционной информационной модели обучения, не обеспечивающей роста эффективности усвоения возрастающего объема знаний;
• недостаточное использование современных дидактических инструментов для развития познавательной самостоятельности и творческого мышления студентов;
• недостаточная вариативность традиционного обучения, обусловленная, в том числе, объективными трудностями оперативного учета изменяющихся внешних условий;
• недостаточная связь учебного процесса с реальной профессиональной деятельностью и др.
Изучению профессионально-значимых качеств посвящены работы П.Ф. Каптерева, А. К. Марковой, Т. И. Петрухиной, Л.М. Митиной, Р.Х. Нуриманшиной и др.
Профессиональной подготовке учителя в педагогических вузах посвящены научные исследования О.А.Абдулиной, В.И.Слободчикова, А.И.Щербакова, Н.М.Яковлевой и др.
Проблему подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной работе изучали В.А.Сластенин, С.Г.Вершловский, Э.П.Козлов и др.
Проблема совершенствования, развития и коррекции профессиональных умений и личностных качеств педагогов решалась Г.А.Ковалевым, Р.В.Овчаровой, Л.А.Петровской и др.
В работах Б.И. Адаскина, О.С. Гребенюка, М.Я. Любина, А.П. Сейтешева, А.Г. Соколова, В.Е. Чахоянц, М.А. Чокля и др. исследуются проблемы воспитания интереса к профессии, формирования профессиональной направленности, готовности к труду, положительных мотивов учения и труда.
Налицо противоречие между реальным развитием общества, потребностями в соответствующем уровне подготовки специалистов и отсутствием работы, направленной на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности учителя технологии в новых условиях образовательной практики.
С учётом вышеназванного противоречия был сделан выбор темы квалификационной работы: «Развитие профессионально – значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды»
Целью исследования является определение педагогических условий формирования и развития профессионально – значимых качеств личности будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды».
Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей технологии в условиях педагогического университета.
Предмет исследования - процесс развития профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, была сформулирована гипотеза, основанная на том, что процесс формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя будет результативным, если:
- основная форма обучения в ВУЗе будет оптимально сочетаться с реализацией подготовки будущих учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды»;
- организация занятий творческого коллектива «Театр моды» осуществляются с учетом следующих условий: активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии через участие в творческом коллективе «Театр моды»; создание ситуации, направленной на осмысление профессиональной деятельности; организация личностно – ориентированной среды, способствующей развитию профессиональных качеств студентов, занимающихся в творческом коллективе «Театр моды».
В работе, исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, решались следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе историко-педагогический аспект формирования профессионально – значимых качеств личности учителя.
2. Изучить использование инновационных форм обучения с организацией личностно-ориентированной среды.
3. Обосновать эффективность сочетания основных форм обучения в ВУЗе с реализацией подготовки учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды».
4. Разработать и апробировать на практике учебные занятия в творческом коллективе «Театр моды» с целью формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии.
Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам: профессиональная подготовка учителя (Маркова А.К., Л.Б. Ительсон, Н.В.Кузьмина, Белухин Д.А., В.В. Маткин, Юзефавичус Т.А. и др.); трудовое обучение и образовательная область "Технология" (П. Р. Атутов, А.К.Бешенков, Б. В. Пальчевский и др.).
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ историко-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, анализ и сравнение полученных экспериментальных данных, выводы, психодиагностический эксперимент: тест на уровень рефлексивности (под ред. М.К. Тутушкиной); тест на определение профессиональной самооценки; анкета: «Мотивация обучения студентов», «Мотивация обучения» по методике Т.И. Ильиной, методика Н.А. Беляевой.
Экспериментальная база исследования: естественно – технологический факультет Челябинского государственного педагогического университета. Выборка студентов, обучающихся по специальности «Технология и Предпринимательство» (девушки), в количестве 30 человек
Наша квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность; определение цели, объекта, предмета исследования, формулируется гипотеза, задачи и методологическая основа.
В первой главе «Теоретический анализ развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии» даётся анализ состояния исследуемой проблемы, определяются основополагающие понятия исследования.
Во второй главе «Опытно экспериментальная работа по развитию профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театра моды» обосновывается выбор цели и задач исследования, методов экспериментального исследования, анализируются результаты экспериментальной работы.
В заключении квалификационной работы приводятся обобщения и выводы, вытекающие из проводимого исследования, обосновывается достоверность гипотезы, степень реализации поставленных задач, обозначение перспектив.
Система упражнений для работы с антонимами
Для того, чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо правильно организовать работу с подобными словами. Каждый урок русского языка, по возможности, должен включать в себя упражне ...
Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие: Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо у ...