В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В процессе проектирования модуля мы выделяем следующий важный момент: после проведения исследования "на других" студенты могут попасть в ситуацию разрыва в деятельности. Разрывы в дальнейшем становятся предметом рефлексии. Эффекты и результаты рефлексии оформляются в новый способ действия, которые позволяет решать проблемные ситуации в последующем проведении исследования, то есть служат средствами преодоления разрыва (при выходе из этого разрыва происходит освоение метода).
Педагогические методы и приемы в курсе "Методы педагогического исследования"
Рассмотрим педагогические методы и приемы, используемые при организации учебного процесса образовательного модуля "Методы педагогического исследования".
1. Этап актуализации представлений
Этап актуализации представлений применяется тогда, когда по изучаемой теме у учащихся имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать знания эвристическим путем.
Главным методом обучения на данном этапе является метод дискурсивного обсуждения. Главный момент на данном этапе состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний. Успех дискуссии зависит от включенности в обсуждение всех участников процесса, для этого преподаватель применяет следующие приемы:
преподаватель следит, чтобы все учащиеся принимали активное участие в дискуссии, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы других студентов, стремились высказать собственное мнение;
преподаватель ставит вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых высказываний, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания.
Главной задачей дискуссии является стимулирование познавательного интереса, для этого используются следующие приемы:
преподаватель в процессе обсуждения создает проблемные, провокационные ситуации;
преподаватель ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им необходимо решить.
Достоинством дискуссии является то, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Таким образом, на данном этапе дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его упорядочить и закрепить. Преподавателю они несут надежную информацию о глубине и системе знаний, особенности мышления учащихся, подсказывают направления дальнейшей работы.
2. Введение базовых понятий
Одним из методов на данном этапе является лекция. Преподаватель в течение определенного времени устно излагает учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности студентов:
преподаватель применяет схемы и модели;
преподаватель дополняет теоретический материал примерами.
Совместно с методом лекционного изложения применяется метод дискурсивного обсуждения, так как необходимо, чтобы студенты могли достичь усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений; при этом применяются следующие приемы:
преподаватель побуждает студентов к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений;
Пути побуждения и развития познавательных интересов по физике
у школьников
Метод социалистического соревнования, имеющий большое значение в жизни всего нашего общества, оказывается действенным средством не только воспитания коллектива учащихся, но и активизации их познавате ...
Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации процесса обучения
Как известно, индивидуализация обучения является одним из ведущих принципов дидактики. При обучении иноязычному говорению этот принцип приобретает еще большее значение, так как индивидуальным, неповт ...