В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
планирование исследование (план, организационный метод: понимание, организация студентами того, что они будут делать);
проведение исследования (имитационное моделирование деятельности);
описание метода, анализ результатов (написание студентами рефлексивного отчета);
обсуждение результатов исследования.
Чтобы обеспечить освоение материала студентами, преподаватель создает определенные ситуации:
провокация (преподаватель побуждает студентов к действиям, которые влекут за собой нужные последствия: за счет этого студент высказывает "спрятанные, глубоко скрытые" мысли);
дискурсивное обсуждение оформления базовых понятий (преподаватель выстраивает общение, коммуникацию, в процессе которой он направляет в "нужное" русло);
освоение метода (за счет пробного действия "на себе", "на других", написания рефлексивного отчета).
Исходя из вышесказанного, становится возможным выстраивание полной технологической схемы (таблица 3.2):
Таблица 3.2
Полная технологическая схема:
Деятельность педагога и студентов Этапы освоения методов |
Педагогический слой |
Образовательный слой |
Актуализация представлений |
Преподаватель организует дискурсивное обсуждение, создает провокационные ситуации, ставит проблемные задачи и вопросы. |
У студентов происходит "личностная" актуализация, структурирование имеющихся знаний; учащиеся включаются в смысловое поле, приобретают новые знания эвристическим путем. |
Введение базовых понятий |
Преподаватель в режиме дискурсивного обсуждения вводит базовые понятия (с использованием схем и моделей). |
Студенты начинают размышлять, делать выводы, соотносить новые сведения со своими представлениями. |
Пробные действия "на себе", коллективный анализ действий |
1) Преподаватель организует проведение пробного исследовательского действия; 2) преподаватель организует коллективный анализ действий. |
1) Студенты переживают, прочувствывают ситуацию, осваивает позицию испытуемого, получает "личностный" опыт исследовательской деятельности; 2) Осуществляется осознание и осмысление учащимися произошедшего. |
Обсуждение результатов, анализ трудностей и способов их преодоления |
Преподаватель организует дискурсивное обсуждение трудностей, ставит студентов в ситуацию необходимости осуществления анализа. |
Студенты проводят анализ, рефлексию, разрешение ситуаций, которые оказались для них проблемными (трудными). |
Планирование исследования |
Преподаватель ставит учебную задачу, создает условия для творческой, проектной, самостоятельной деятельности. |
Студенты создают план-проект предстоящей деятельности (проведения исследования): ставят цели, задачи, проводят анализ условий их решения, составляют план и график выполнения работы. |
Проведение исследования |
Преподаватель создает условия для проведения исследовательского действия. |
Студенты по заранее намеченному плану (созданному проекту) проделывают опыты, исследования, выполняют определенные практические задания и в процессе воспринимают и осмысливают новый учебный материал. |
Описание метода, анализ результатов |
Преподаватель создает условия для самоконтроля (самостоятельного нахождения допущенных ошибок, неточностей, понимания способов устранения обнаруживаемых пробелов), саморазвития; выводит студентов в слой рефлексии; организует освоение метода за счет написания рефлексивных отчетов. |
Студенты пишут рефлексивные отчеты, анализируют, проводят тщательную рефлексию собственной деятельности (исследовательской). В результате учащиеся более осознанно осваивают новый материал, получают прочные, глубокие знания, развивают творческие способности. |
Обсуждение результатов исследования |
Преподаватель организует дискурсивное обсуждение результатов исследования. |
Студенты в режиме диалога описывают результаты исследования, способы выхода из проблемных ситуаций. |
Классификация педагогических технологий
Перейдем теперь к характеристике различных технологий, как «образовательных», так и «педагогических», хотя границы данных понятий, как будет видно далее из таблиц, весьма размыты — в обоих случаях, к ...
Сущность социальной
работы в общеобразовательном учреждении
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной ...