Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Педагогические методы и приемы в курсе "Методы педагогического исследования"

Страница 4

преподаватель ставит студентов перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты;

преподаватель использует прием резюмирования (краткое обобщение, формулирование теоретических выводов и закономерностей).

Приведем конкретный пример введения базового понятия преподавателем. Фрагмент занятия на тему "Методы тестирования. Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности" в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

Преподаватель фиксирует чёткое определение учебной деятельности, а также рассматривает данное понятие в культурно-историческом подходе - представления: Ю.К. Бабанского (учебная организованность), Г.П. Щедровицкого (ситуация учения-обучения), В.В. Давыдова (понятие учебной деятельности, ее структурные компоненты). Описывая представление Г.П. Щедровицкого, преподаватель вводит схему учения-обучения (схема 3.1). Таким образом, преподаватель использует такой прием как применение схемы при введении нового материала.

Схема 3.1

Учение обучение

Понятие учебной деятельности в каждом из подходов разное, в сравнении данных подходов студенты понимают, что есть учебная деятельность, студенты сопоставляют, соотносят представления об учении, обучении, учебной деятельности (т.е. представляя несколько вариантов понимания обсуждаемого понятия, преподаватель использует следующий прием: ставит студентов перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты).

3. Пробные действия "на себе", коллективный анализ действий

На данном этапе применяется метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала - метод практической работы.

Сущность практического метода заключается в том, что исследование проводит каждый студент лично или в составе группы. Центральным моментом практического метода на данном этапе является то, что студент осуществляет пробные действия "на себе": применяет "к себе" различные методики, проводит исследование "на себе", осваивает позицию испытуемого, что позволяет ему прочувствовать ситуацию. Этап пробных действий "на себе" предполагает кратковременное погружение студента в реальную исследовательскую деятельность в роли испытуемого (в прямых действиях). Таким образом, организуя практическую деятельность студентов, преподаватель использует прием:

преподаватель обеспечивает получение студентами опыта "через себя" ("принцип проживания").

Деятельность учащихся будет осмысленной в данном случае, если после совершения пробного действия происходит коллективное обсуждение случившегося (метод дискурсивного обсуждения). Организация коллективного обсуждения на данном этапе предполагает переход от одного типа деятельности к другому. В результате осуществление пробного действия и коллективного обсуждения происходит осознание и осмысление учащимися происходящего (таким образом, создаются условия, в которых возникает необходимость в освоении конкретного метода).

Осуществляя исследовательскую деятельность на данном этапе, студент сталкивается с определенными проблемами (разрывы в деятельности). Проблематизация, в свою очередь, становится исходным пунктом для разработок, исследований и сознательного овладения нужным предметным материалом, а также приемами и техниками педагогической работы. Эффекты и результаты рефлексии оформляются в новый способ действия, которые позволяет решать проблемные ситуации в последующем проведении исследования, то есть служат средствами преодоления разрыва (при выходе из этого разрыва происходит освоение метода).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Многообразие опыта формирования познавательного интереса
При изучении методической литературы, в которой описывается опыт классных руководителей по формированию познавательного интереса, можно обратить внимание на статью Шустовой И. Ю В данной работе описы ...

Теоретические основы использования метода проектов в развитии детей
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического напр ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru