В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В традиционном процессе обучения учащийся "играет пассивную роль": слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает учащегося. В рамках данного модуля преподавателю необходимо обеспечить каждому студенту условия для развития, для получения прочных, глубоких знаний; при этом деятельность учащегося должна носить продуктивный, творческий, поисковый характер, что способствует его познавательной активности. Это, в свою очередь, предполагает принципиально иную форму организации занятий (отличную от традиционной) по курсу "Методы педагогического исследования": преподаватель не сообщает готовые знания студентам, а выводит их на границу понимания каких-то вещей, тем самым, добиваясь того, что студенты сами вырабатывают знания и в результате глубоко понимают содержание предмета. Для достижения данной цели педагог использует следующие техники:
"включает" учащихся в размышление, создает ситуации "думания", пытающиеся уловить "живое мышление" студентов;
организует получение студентами "личностного" опыта, переживание ими ситуации, в которой возникает необходимость в освоении конкретного метода (применяют "к себе" различные методики, проводят исследования);
организует рефлексию студентов в ситуации освоения метода в процессе написания отчетов.
Теперь необходимо сказать о тех средствах, которые должен использовать преподаватель - это организация поисково-исследовательской деятельности. Прежде всего, преподаватель должен позаботиться о том, чтобы перед учениками возникла необходимость такого поиска, т.е. ему нужно поставить перед студентами учебную задачу, требующую от них нового анализа ситуации действия, нового ее понимания.
Важно отметить, что преподаватель сам включается в поисковую деятельность студентов и организует ее "изнутри".
Таким образом, выполняются два условия: во-первых, преподаватель должен стать реальным участником совместного поиска, а не его руководителем (совместно-распределенная деятельность); во-вторых, он не должен навязывать студентам "правильный путь" решения. Наконец, когда учебная задача решена, преподаватель организует оценку действий студентов.
При этом целостность и полнота организации учебного процесса возможны, когда удерживаются одновременно два слоя: педагогический и образовательный (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Педагогический слой |
Сфера педагогических действий преподавателя |
Образовательный слой |
Сфера образовательных действий студентов |
Начнем с рассмотрения образовательного слоя. Освоение студентами каждой отдельно взятой темы курса осуществляется следующим образом:
актуализация представлений, создание провокационных ситуаций (за счет этого происходит включение студентов в смысловое поле);
введение базовых понятий в режиме диалога (в процессе общения студент начинает размышлять, делать выводы, соотносить новые сведения со своими представлениями);
пробные действия "на себе", коллективный анализ действий (студент переживает, прочувствует ситуацию, осваивает позицию испытуемого);
обсуждение результатов, анализ трудностей и способов их преодоления;
Основные требования к педагогическому процессу для придания ему
личностно-гуманистической направленности
Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования: Первое. ...
Игра как метод обучения
В настоящее время широкое распространение получил такой метод обучения как дидактическая игра. Впервые игра в нашей стране была использована в 1932 г. для обучения производственной деятельности. Дида ...