В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В программируемом обучении используют четыре вида программ: линейную, разветвленную, адаптивную и комбинированную, которые отличаются друг от друга психологическим подходом к данному процессу.
Линейные программы - это последовательные небольшие блоки информации по контрольным задачам, которые последовательно меняются. При его использовании ученик должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать ее из имеющихся вариантов. В случае правильного ответа он получает новые задачи, а в случае ошибки - ему предлагается опять же вернуться к изучению первичной информации.
Пример линейных программируемых заданий дает М.А. Арнольдов. Суть работы по этому принципу заключается в том, что школьники конструируют свои ответы и записывают на отдельную карточку. Затем ученик контролирует свой ответ, сверяя его с тем, который уже есть, и переходит к выполнению следующего задания. Также этого принципа придерживаются такие исследователи, как Х. Клаас и Х. Липп, которые для этого используют специальный планшет, в который кладется бланк с заданиями. Ответы закрыты специальными пластинками. Ученик выполняет задание, то есть записывает свой ответ на бланк, затем передвигает пластинку на одно деление. В это время одновременно можно увидеть и правильный ответ, и ответ, который получил ученик. Получив, таким образом, подкрепление школьник переходит к выполнению следующего задания. При использовании линейного программирования школьники практически не делают ошибок, ведь материал дается в небольшом объеме, имеет важное значение для обучения умственно отсталых.
Разветвленная программа отличается от линейной тем, что ученику в случае неправильного ответа, может даваться дополнительная учебная информация, которая позволит ему правильно выполнить задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. При этом программировании ученик выполняет задание на специальных карточках и сверяет его с имеющимися ответами, которые включают 5-6 вариантов, среди которых один правильный. Он на данном бланке отмечает ту, которая, на его взгляд, истинная. После этого учитель накладывает на карту трафарет с правильными ответами. Такой вид программируемых задач облегчает труд учителя по контролю знаний и одновременно позволяет ученику проводить самоконтроль.
Адаптивная программа позволяет ученику самостоятельно выбрать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям и т.д. Адаптивность в темпе учебной деятельности и оптимальности умение достигается только через использование специальных технических средств, в частности компьютера. Во вспомогательной школе пока такая форма не зарегистрировано нашла своего широкого применения из-за нехватки средств.
Комбинированная программа включает в себя элементы линейного, разветвленного и адаптивного программирования.
При использовании элементов программированного обучения следует соблюдать определенные условия:
а) программируемые задачи в начальной школе применяются для закрепления материала и ни в коем случае не для его изучения;
б) они сочетаются с другими методами работы;
в) на выполнение программных задач на уроке математики должно даваться не более 15-20 минут;
г) наиболее сложные случаи в структуре учебной информации учащиеся должны выполнять с помощью или под руководством учителя;
д) использование элементов программированных задач требует достаточной подготовки школьников.
В начальной школе при формировании математических знаний используются и прикладные приемы изучения математических свойств чисел и действий с ними. Прикладными называются приемы, которые можно применить лишь к некоторым числам. Некоторые из них предлагает Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова для использования на уроках математики. Рекомендует включать лишь некоторые из них в программу по математике.
Классификация компьютерных учебных программ
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует. Согласно первой классификации из множества компьютерных обучающих программ можно выделить три, ...
Динамика развития
Развитие ребенка в эти годы идет очень неравномерно. Прежде чем мальчик перейдет на новый этап возрастного развития, он обычно отступает чуть-чуть назад. Ему может вдруг понадобиться помощь при одева ...