В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Проблемные методы - это методы, в основе которых создание проблемных ситуаций, активизации познавательной деятельности школьников, которая заключается в поисках правильных ответов на сложные задачи, требует актуализации знаний, умения анализировать, замечать за отдельными разрозненными фактами закономерности. Используя эти методы обучения, учитель создает проблемную ситуацию и направляет деятельность школьников на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат этого - в нее образуются новые знания, он овладевает новыми способами действий. Трудности при его использовании заключаются в том, что создание проблемной ситуации требует от учителя учета индивидуальных и типологических характеристик учащихся, умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода.
Охарактеризуем методические приемы использования проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает самостоятельно найти выход из данной ситуации;
сталкивает противоречия в практической деятельности;
рассказывает о разных взглядах на эту проблему;
предлагает рассмотреть это явление с разных позиций;
стимулирует школьников проводить сравнение, обобщение, использовать логические размышления, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы;
определяет проблемные теоретические и практические задания.
Для реализации таких проблемных методов нужно:
отбирать наиболее актуальные задачи;
определять особенности проблемного обучения в различных видах учебной деятельности;
строить оптимальную систему проблемного обучения, создание вспомогательных пособий, технологий, методических разработок;
обеспечивать личностный подход и мастерство учителя, способность привлекать школьников к активной познавательной деятельности.
Во вспомогательной школе возможно использование элементов программированного обучения математике. Данная форма обучения возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоениея материала, построив это как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. На современном этапе оно является весьма перспективным направлением, который повышает эффективность педагогического процесса.
«Под программируемым обучением понимают новые приемы ведения педагогического процесса с использованием различных технических средств, обучающих машин, программированных пособий, учебников, карт, тетрадей и т.д., которые помогают учителю в учебном процессе, а ученику - в более успешном усвоении учебной программы».
Выделим характерные особенности программированного обучения:
Программируемый метод дает возможность педагогу при фронтальной работе с классом одновременно проводить индивидуальное обучение: каждый ученик работает по индивидуальной программе, которая не зависит от задач, которые получили другие. Каждый работает в доступном для него темпе и их решение не зависит от темпа работы других школьников.
В процессе обучения происходит мгновенное подкрепление правильного ответа, то есть образуется обратная связь – обеспечивается проверка и в случае необходимости исправления ответа. Такое подкрепление создает у ученика эмоционально-положительный настрой на работу, стимулирует его к учебной деятельности. Уверенность в своих силах становится фактором, который влияет на познавательную деятельность школьника и на дальнейшую педагогическую работу с ним.
Программируемые задания дают возможность учесть качество усвоения материала школьниками на каждом отдельно взятом этапе обучения и в любое время вернуться к тому разделу, который они усвоили хуже.
Использование элементов программированного обучения на уроках приводит к экономии «пассивного времени» (возникает тогда, когда сильные ученики закончили выполнять задачи и ждут от учителя подтверждения его правильности или ошибочности) школьников, работающих в несколько ином темпе. Поскольку они могут включать различное количество упражнений, лучшие ученики за один и тот же промежуток времени могут выполнить их больше.
Подготовка руки детей к письму
Первоклассники с ОНР в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом сильно напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, ...
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения при
изучении раздела «Уход за одеждой и обувью»
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычн ...