В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Разработана К.Л. Печорой. Игры – занятия с дидактическими игрушками.
Дидактическая игра №1
"Поручения". Дидактическое упражнение "Вверх - вниз".
Цель. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх - вниз, научить отчетливо произносить их.
Ход занятия. На столе воспитателя следующие игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы.
Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, по очереди вызывая к себе детей (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны остальным детям), педагог предлагает им одно из перечисленных ниже заданий:
- Большого мишку угости чаем из красной чашки. (Если ребенок в чем-то ошибается, медвежонок "рычит", "отворачивается", проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)
- Поставь матрешку на маленький кубик.
- Посади маленького медведя на большой куб.
- Неваляшку напои чаем из синей чашки.
- Заставь неваляшку покачаться и позвенеть.
Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например медвежонка: "Можешь напоить его чаем, познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать" и т. п.
Ребенок воспроизводит действие и объясняет: "Я дал мишке меда в синей чашечке". (Выполняется 4-5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: "Мы с Илюшей сейчас .")
Воспитатель убирает игрушки и строит из кубиков лесенку. По ней поднимается кукла: "Вверх - вверх - вверх . Трудно!" и спускается: "Вниз - вниз - вниз - прыг! Легко!" Упражнение повторяется 4-5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.
Примечание. В последующие дни, поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети проговаривают: "Вверх-вверх-вверх-наверху, вниз - вниз - вниз - и на улице".
Дидактическая игра №2 "Кто пришел? Кто ушел?". Чтение потешки "Наши уточки с утра ."
Цель. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.
Ход занятия. Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки и беседует с детьми по их содержанию: "Выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (картинка). Проснулись, закрякали: "Кря-кря-кря". Как закрякали уточки?" (Хоровой и 3-4 индивидуальных ответа.)
Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова: "Выглянуло . (солнышко), проснулись . (уточки), проснулись и . (закрякали)".
Педагог продолжает рассказ: "Проснулись и гуси (картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: "Га-га-га". Как гуси кричат? Куда они идут?
Выглянуло солнышко, проснулся индюк. Вот он какой этот индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: "Бал-бал-бал, бал-бал-бал!" Как индюк сам с собой разговаривает?
И курочки (картинка) проснулись. "Ко-ко-ко, - говорят. - Вот мы, ко-ко-ко". Кто проснулся? Как вы догадались, что курочки проснулись?"
Далее воспитатель показывает детям голубей и петушка, напоминает, как они кричат.
Затем педагог читает потешку "Наши уточки с утра .". Он повторяет потешку 1-2 раза, поощряя попытки малышей повторять звукоподражания.
Воспитатель проводит дидактическое упражнение "Кто пришел? Кто ушел?".
"Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, - рассказывает педагог. - Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней . (уточки). Потом пришли . (гуси), затем пришел . (индюк), прибежали . (курочки).
Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел . закройте глаза (дети не должны закрывать глаза руками)". Воспитатель убирает картинку и говорит: "Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли. На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)" И так далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
С детьми младшей подгруппы занятие на этом заканчивается.
Детям старше 2 лет 6 месяцев можно предложить поработать воспитателем. Оставив на фланелеграфе 4 картинки (остальные лежат рядом), педагог приглашает желающего ребенка, объясняет, что нужно сделать и сказать.
Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в кот ...
Выделите положительные и отрицательные стороны
развивающего обучения
Даже беглое знакомство с программами развивающего обучения позволяет установить их столь разительное отличие от привычных программ начальной школы, что естественно возникает вопрос: по силам ли такое ...