В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Коррекционная работа с подростками девиантного поведения проводится коллегиально. В ней принимают участие классные руководители, учителя – предметники, педагог – психолог, социальный педагог, администрация лицея.
Коррекционная работа – это работа, направленная на изменение и решение конкретных проблем подростка.
Работа с детьми с отклоняющимся поведением должна быть направлена на:
- формирование позитивного отношения к себе и другим;
- коррекцию стратегий поведения в конфликтной ситуации;
- снятие негативного эмоционального состояния (работу с чувствами гнева, вины, страха);
- решение личностных проблем ребенка.
В зависимости от выявленных проблем принимаются различные виды психокоррекции:
1. Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей могут быть использованы следующие методы практической коррекции:
- социально – психологический тренинг, в частности коммуникативный тренинг, тренинг межличностного общения;
- обучающие встречи;
- групповая игротерапия.
2. Поведенческая коррекция осуществляется с помощью:
- методов психологической релаксации, использующихся для повышения уровня нервно – психической устойчивости;
- техник поведенческого направления, в частности методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления;
- методов арт–терапии (музыкотерапия, методы свободного рисования и прочее, в зависимости от поставленных целей, задач и личностных особенностей самого психолога).
3. Коррекция морально–нравственных норм и правил может проводится следующим образом:
- применение метода сказкотерапии, позволяющего косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны;
- тематические беседы, располагающие к свободному откровенному общению. Продумывая содержание беседы, психолог или специально подготовленный педагог должен опираться на интересы подростка, его хобби, кумиров, не навязывая собственной морали и предоставляя свободу выбора;
- коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей;
- вовлечение подростка в общественную работу учебного заведения.
Таким образом, коррекционно - развивающая работа – это деятельность, направленная на создание условий развития учащихся, в которой могут разрабатываться различные развивающие программы, включающие в себя:
- тренинги саморазвития и самовоспитания;
- общелицейские психологические акции «Большие игры»;
- факультативные занятия по основам психологии.
Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, к нему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация- это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дезгармонизации взаимодействия личности с самим собой, окружающими людьми или обществом, проявляющиеся во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения, взаимоотношений и деятельности. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Проблемы межличностных отношений у подростков также относят к девиантному поведению.
Профессионально-значимые качества личности учителя как предмет исследования
Проблемой формирования профессионально – значимых качеств личности будущих учителей стали заниматься с конца XIX века. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследован ...
Понятие педагогическое общение и воспитание
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и органи ...