В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Рассмотрим особенности процесса преподавания литературы в 5 классе, с точки зрения целесообразности использования в нем элементов технология РКМ.
Как отмечают методисты, основная особенность процесса изучения литературы в 5 классе состоит в постепенном переходе от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
На первом этапе изучения литературы в основной школе (5-6 классы) формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников. Одна из важнейших задач – включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад, и др.
С V класса постепенно начинается освоение литературы в движении, в контексте культуры.
При изучении литературы одна из наиболее важных тем – тема «Изучение биографии писателя», и так как изучение биографии писателя является необходимым элементом постижения текста, позволяет понять авторское отношение к изображаемому в произведении, к героям и событиям. Изучение биографии писателя обогащает внутренний мир пятиклассника, даёт толчок к нравственному развитию. Но для ребёнка эти темы однообразны, скучны и сухи. Они зачастую не вызывают эмоционального отклика. При изучении данной темы будет удачным использование приёмов технологии РКМ, а именно:
- таблиц З – Х – У, которые помогут выявить, что учащиеся уже знают по данной теме и что они ещё хотят узнать;
- ИНСЕРТа (чтение с маркировкой текста). В ходе работы учащиеся могут систематизировать материал.
Уроки литературы невозможны без теоретических понятий. Часто дети заучивают определения теоретического характера, не осознавая их смысла. Если же использовать работу с глоссарием или приём «верные и неверные утверждения», то можно заметить, насколько более понятен для учащихся становится теоретический материал.
В центре внимания методики литературы в 5 классе находятся также вопросы развития речи. Развитая речь учащегося – это показатель его высокой читательской культуры, а также умственных способностей. Поэтому задача учителя – развить речь учащихся.
Развитие речи – это руководимый учителем педагогический процесс, система методов и приёмов, направленных на формирование и совершенствование речи учащихся.
Развитию речи учащихся способствуют устные формы ответов и творческие работы. Технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Наиболее удачными, на наш взгляд, будут чтение с остановками и работы с глоссарием.
Особенности ознакомления дошкольников с филимоновскими игрушками
Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, ус ...
Экономическое образование в высших учебных заведениях
Согласно статистике, спрос абитуриентов на экономические специальности поистине неиссякаем: стать экономистом стремится почти каждый третий школьник в российских городах. В стране практически не оста ...