В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Взаимосвязь разносторонних методов изучения и формирования познавательных интересов в процессе всестороннего и систематического изучения и обобщения опыта работы классных руководителей позволяет проследить процесс эффективности влияний разных педагогических приемов на интересы учащихся и динамику их развития.
В ходе работы мы определили, что познавательный интерес - особая и важная область общего феномена «интерес», частный случай интереса – интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
Являясь глубоко личностным образованием, познавательный интерес теснейшим образом связан с потребностью. Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека – не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.
Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает другие мотивы.
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления, большую роль в этом играет классный руководитель. Он, непосредственно и каждодневно реализует некоторые задачи, в целях образования личности ребенка, одной из них является формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию.
Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Одной из специфических задач и содержания деятельности классного руководителя является: развитие познавательного интереса (она заключается в развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка)
Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес – создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.
Опытная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важна роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся. После проведенных мероприятий у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Действительно, если будет постоянно проводиться совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если будут применяться различные приёмы и методы, способствующие формированию познавательного интереса, то повышение его эффективности возможно.
Практические рекомендации
Морской бой – интеллектуально-творческая игра, которую можно использовать в любой области. Основа игры – детская игра «Морской бой». Поле с проставленными на нем очками является игровым полем для данной игры, его размеры 5*5 клеток. На поле расположены корабли, ведущий сообщает каждой команде координаты их кораблей в тайне от другой команды. Та команда, которой выпадает по жребию начинать игру, называет координату первого «выстрела». Если на этой клетке стоит корабль противника, то команда получает в плюс очки, проставленные в этой клетке. Но если команда хочет заработать дополнительные очки, то она должна ответить на вопрос соответствующей стоимости. И в любом случае продолжает стрельбу. Если в этой клетке нет корабля противника, то команда получает вопрос той сложности, сколько очков на клетке. Если команда ответила неправильно, то очки не засчитываются, и ход переходит противнику. На ответ дается минута. Выигрывает та команда, которая быстрее «потопила» корабли противника или набрала большее количество очков.
Слушание: виды и приемы
Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени на ...
Влияние семьи на социализацию
Семья – это особая атмосфера, в которой дети делятся с родителями своими заботами, мыслями, делами и новостями, это та педагогическая система, в которой ребёнок находится постоянно, поэтому каждый чл ...