В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Ведущий. Теперь, когда все группы создали свой портрет образованного человека, выберите от каждой группы тех ребят, которые представят вашего образованного человека всему классу.
От каждой группы по очереди выступают представители, демонстрируя классу портрет и рассказывая о тех качествах и свойствах, которые, по мнению их группы, присущи образованному человеку. По окончании мини-рассказов ведущий предлагает закрепить портреты на классной доске, чтобы они были видны всем.
Примечание для ведущего. Примеры качеств образованного человека, представленные подростками: сообразительный, умный, самостоятельно мыслящий, любящий науку и учение, мудрый, ответственный, трудолюбивый, опрятный, пунктуальный, тактичный, воспитанный, интересный, активный, независимый, солидный; а также это человек, уважающий людей, патриот и индивидуальность.
Ведущий. Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами 4 образованных человека, которые … (называет 5-6 качеств, присутствующих в работе ребят). При этом, я думаю, все согласятся, что пока никто из нас не является по-настоящему образованным человеком, мы все только стремимся к этому идеалу.
Поэтому я предлагаю сделать следующее. Пусть каждый из вас встанет на том расстоянии от идеала, на котором он себя ощущает. Постарайтесь оценить, какое расстояние отделяет вас от по-настоящему образованного человека. Я тоже вместе с вами поищу это место.
Ребята встают со своих мест, ходят по классу, находят «свое» место. Для тез, кто затрудняется, ориентиром может служить ведущий, который выбрал место ближе к противоположной стороне от доски стене класса.
Примечание для ведущего. Здесь важно предложить подросткам выполнить задание, условно говоря, в реальном пространстве, что позволит им не только поразмыслить, но и подвигаться по классу в поисках «своего» места.
Сначала некоторые ребята (чаще – мальчики) подходят к самой доске, говоря о том, что они уже образованные и им нечему учиться. Но это лишь мальчишеская шутка, игра. Ведущему не следует одергивать ребят, делать им замечания, просить быть серьезнее и т.д. После выплеска эмоций каждый подросток довольно серьезно и ответственно начнет искать свое место. Этому во многом способствует включение в выполнение задания ведущего, который служит своеобразным ориентиром для подростков («если уж взрослый человек, педагог считает себя недостаточно образованным, то и нам не стыдно признаться в этом …»).
Ведущий. Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала – образованного человека.
А теперь попробуем все вместе преодолеть этот путь между нами и идеалом. Для этого подойдите ко мне и возьмите по цветному «кирпичику» (полоска цветного картона). Из этих кирпичиков мы выложим дорогу до нашего идеала.
Но сначала каждый должен написать на своем «кирпичике» то качество, то условие, которое ему необходимо для того, чтобы стать образованным человеком.
Учащиеся выполняют задание – пишут на полосках цветного картона качества или условия, которые им необходимы.
Ведущий. Каждый из вас по очереди будет класть свой «кирпичик» на пол, громко называть то качество или условие, которое он написал, и мы все вместе будем продвигаться по выложенной дорожке к нашему идеалу – образованному человеку.
Ребята по очереди кладут свои полоски, называют качества, и весь класс делает шаг вперед. Когда все полоски-«кирпичики» выложены, ребята оказываются у самой доски, рядом со своими портретами образованного человека.
Примечание для ведущего. Как ни странно, выполнение этого задания для учащихся сложнее, чем поиск качеств образованного человека. Возможно, потому, что они его выполняют самостоятельно, без групповой поддержки. Наверное, с этим связано и меньшее разнообразие качеств, условий. Вот примеры качеств, которые выделили подростки: трудолюбие, усидчивость, усердие, упорство, оптимистичность, умственные способности, эрудированность, смелость.
Ведущий. Наконец-то мы дошли! Тяжелый же проделали путь! Для этого нам понадобилось… (называет несколько качеств, условий, которые написали ребята). Непростая, оказывается, это задача – стать образованным человеком!
Ведущий предлагает ребятам образовать тесный круг.
Ведущий. В заключение я попрошу вас немножко подумать и ответить на вопросы:
Изучение читателя-ребенка в библиотеке
Неотъемлемую часть работы библиотекаря составляет изучение читателей-детей, которое обеспечивает выбор наиболее действенных методов и форм руководства чтением, гармоничного воспитания детей и подрост ...
Диагностика уровня сформированности дружеских взаимоотношений
у детей младшего дошкольного возраста
В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам приобретает опыт дружеских взаимоотношений в среде сверстников. Продолжается работа и по воспитанию вежл ...