В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Таблица №1. Уровни развития познавательных интересов учащихся.
Показатели познавательного интереса Уровни познавательного интереса |
Направленность интересов |
Активность |
Мотивация |
Самостоятельность |
Глубина интереса |
Устойчивость интереса |
Низкий уровень. Любопытство 46,5 % |
Разбросанность интересов. Отсутствие интереса к какому-то определенному виду деятельности и познания. 34,8 % |
Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания. 33,4 % |
Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения. 37,7 % |
Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем. 47,8 % |
Поверхностный интерес к ярким, занимательным фактам и явлениям. Отсутствие четких представлений о предмете интереса. 75,7 % |
Неустойчивый интерес только к внешней стороне фактов и явлений, привлекающих необычностью, формой деятельности. 55,7 % |
Средний уровень. Любознательность 33,5 % |
Эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам деятельности. Неустойчивые приоритеты в выборе предмета интереса. 36,2 % |
Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.). 36,1 % |
Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования. 31,9 % |
Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей. 40,4 % |
Эпизодический интерес к определенным областям знаний, к зависимостям между отдельными фактами и явлениями. 20,8 % |
Кратковременный интерес только к отдельным фактам и явлениям, которые имеют личностно-значимый и эмоционально привлекательный характер. 35, 4 % |
Высокий уровень. Познавательный интерес 17,4 % |
Устойчивые осознанные приоритеты в выборе предмета интереса. Интерес к сущности явлений и процессов. 29 % |
Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями. 30,5 % |
Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив. 24,1 % |
Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь. 10,3 % |
Направленный интерес к конкретным областям знаний. Сознательный поиск способов познания. Умение разобраться в сути явлений и процессов, найти их причины. 3,4 % |
Постоянный интерес, проявляющийся в избирательном отношении к процессу познавательной деятельности. 6,9 % |
Очень высокий уровень. Творческий интерес 1,4 % |
Устойчивая направленность интересов. Интерес к сложным теоретическим вопросам. Стремление к исследовательской деятельности, к творческому решению проблем, интересующих личность. 0 % |
Активная самостоятельная познавательная деятельность, стимулируемая внутренними побудителями. 0 % |
Осознанная познавательная мотивация в выдвижении новых идей, способов деятельности, ведущих к оптимальным, оригинальным результатам. Стремление к определению перспектив будущей профессии. 5,3 % |
Способность к независимым действиям в поиске новых путей познания. Умение самому находить пути преодоления трудностей. 1,4 % |
Глубокий интерес, характеризующийся стремлением разобраться в сущности процессов и явлений. Умение использовать известные законы и правила в нестандартной ситуации, стремление к обобщениям. 0 % |
Длительный интерес, перерастающий в потребность познавать всегда и везде, стремление к исследовательской деятельности. Переход познавательного интереса в профессиональный. 1,9 % |
Уровни развития
познавательного интереса
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит ...
Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Раскроем понятия «познание», «активность», «познавательная активность». Познание – «процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знани ...