В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В практической работе был так же использован прием развития критического мышления «представление информации в кластерах».Данный прием помог дать полную характеристику природной зоны, обобщить всю информацию, представить ее «зрительно».
Для характеристики природной зоны нужно было описать:
1) географическое положение;
2) климат, tС, осадки;
3) почвы;
4) растительность;
5) животный мир;
6) деятельность человека.
Так как все природные компоненты находятся во взаимосвязи, получился вот такой кластер:
Данный прием помог систематизировать материал. Учитывая возрастные особенности учащихся, недавнее знакомство с данным приемом, использовалась поэтапная работа с кластером, с опорой на знания школьников.
Практикум с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Гидрологические измерения на реке Олень»
В практикуме использовался один из приемов развития критического мышления «мозговая атака». Данный прием служит для генерирования идей их оценки для выбора наиболее эффективных методов выполнения работы, а так же разработки способов ее реализации на практике.
Прием был рассмотрен для таких проблем:
-как измерить ширину реки?
- как определить глубину реки?
- как измерить скорость поверхностного течения?
Мозговая атака помогала всякий раз, когда учащиеся не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно, призывая на помощь других. Данный прием не только повышает качество, но и увеличивает количество идей.
Например, чтобы измерить ширину реки, были предложены такие методы:
- с помощью шагов по мосту;
- с помощью мерной веревки по мосту;
- при помощи большого пальца;
- с помощью травинки и т. д.
Обсудив все «за» и «против» решено было оставить первые 3 варианта для измерения ширины реки и сравнить эти показания.
Чтобы определить глубину реки, были предложены такие методы:
- палкой;
- ростом учащегося;
- палкой с моста;
- с помощью промерных вертикалей.
После обсуждения остановились на последнем варианте: с помощью промерных вертикалей в нескольких местах по ширине реки на одинаковом расстоянии друг от друга.
Чтобы измерить скорость поверхностного течения из всех предложенных методов был избран способ при помощи поплавков и секундомера.
Варианты высказывания своих идей могут быть различными:
«Свободное плавание» - высказывание мыслей в любой момент любым участником (высокая скорость);
«Круговой турнир» - идеи высказываются по кругу (участник может пропустить ход);
«Закрытые глаза» - то же, но с закрытыми глазами (большая раскрепощенность, количество идей увеличивается на 30%). Дежурный по группе записывает все предложенные методы.
После того, как все предложения высказаны, группа их обсуждает, выявляет все аргументы «за» и «против», а затем приступает к выполнению данного задания.
Мозговая атака – очень быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которые служат основой для серьезного поиска решений. Так как диапазон мнений разнообразен, то мозговая атака способствует проявлению разветвленного мышления. Как показала практика, использование данного приема очень эффективно: из множества предложенных идей всегда можно выбрать наиболее подходящий, остроумный способ решения данной проблемы.
Прием развития критического мышления «верные и неверные утверждения» был использован несколько раз в практикуме «Определение высоты солнца над горизонтов в г. Киреевске» и «Нивелирование склонов оврага в окрестностях г. Киреевска» и практической работе «Описание результатов микроклиматических исследований в г. Киреевске: составление розы ветров и построение графика атмосферного давления»
Практикум с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Определение высоты солнца над горизонтом в г. Киреевсеке».
В данном практикуме использовался прием развития критического мышления «Верные и неверные утверждения». В начале урока были высказаны следующие утверждения:
- период вращения Земли вокруг Солнца равен 1 году;
- угол падения солнечных лучей определить нельзя;
- гномон – прибор для определения скорости вращения Земли:;
- погодные условия влияют на скорость вращения Земли;
- путь Земли вокруг Солнца (орбита Земли) близок по форме к окружности;
- угол падения солнечных лучей на Землю постоянно меняется.
Затем учащихся просили установить верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.
После знакомства с основной информацией на уроке, с устройством приборов мы вернулись к данным утверждениям и попросили учащихся оценить их достоверность, используя полученные на уроке информацию. Некоторые утверждения были учащимися пересмотрены, благодаря полученной на уроке новой информации.
Стратегические направления развития дошкольного образования
Образовательный процесс – ключевое направление деятельности дошкольного образовательного учреждения. Стратегия развития ДОУ определяется в Программе развития, составление которой базируется на специа ...
Методика изучения интеллектуальных способностей
Для изучения интеллектуальных способностей детей использована методика для определения умственного развития детей 7-10 лет, предложенная Э.Ф. Замбицявичене. Тест состоит из четырех субтестов, включаю ...