В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Псков был одной из древнейших на Руси крепостей. Ее окружали 4 ряда стен высотой 8 – 9 м, толщиной 5 м. Подступы к городу затрудняли реки Пскова и Великая. Последняя была настолько широка, столь трудно преодолима, что вдоль нее псковичи поставили даже не каменную стену, а деревянную. Нападение неприятеля на город можно было ждать со стороны поля, лежащего между Великой и Псковой, поэтому, ожидая прихода Батория, псковичи отремонтировали укрепления в первую очередь с этой, приступной, стороны и поставили здесь в дополнение к каменным башням еще и несколько новых, деревянных.
Жители Псковщины тоже готовились к приходу Батория. Они сожгли свои села, чтобы оставить неприятеля без фуража и продовольствия, и ушли в Псков. Туда же переселились жители предместий города, которые тоже спалили свои дома, чтобы враг не мог укрыться в них от холода и непогоды.
Вся псковская земля подготовилась к встрече с завоевателями, которые подошли к городу 26 августа 1581 г. Многотысячные вражеские отряды двинулись в обход Пскова, стремясь окружить его и атаковать со всех сторон одновременно. Малочисленный гарнизон не смог бы противостоять такому штурму. Следовало помешать Баторию окружить город, и псковичи сумели это сделать. Они встретили противника массированным огнем из многочисленных орудий на ближних и дальних подступах к Пскову, и враг вынужден был отказаться от идеи круговой осады. Войскам Батория пришлось штурмовать крепость только с одной, да еще и самой укрепленной стороны, что явилось первой победой защитников города. Одержали ее артиллеристы.
В «Дневниках» есть сведения о массе ядер, которыми стреляли российские пушкари.
Кроме орудий, стрелявших вышеназванными ядрами, крепость имела еще две «великие пушки», которые называли Барс и Трескотуха. Они стреляли огромными снарядами на расстояние больше километра. Дальность стрельбы русских пушек была неожиданностью для Батория.
Следует отметить, что защитники имели значительные запасы «зелья» (пороха) и ядер, которых хватило на всю осаду. Это вынужден был констатировать С. Пиотровский. «Решительно не понимаю, – пишет ксендз, – как это у москалей достает пороху и ядер, стреляют день И НО» Ь…»
Убедившись, что обстрел из Пскова не дает возможности армии подойти к крепости и штурмовать ее, Баторий приказал копать 5 траншей. Он рассчитывал, что по окопам его воины подберутся к стенам Пскова и овладеют ими. Одну траншею прокладывали литовцы, вторую – немцы, третью и четвертую – поляки, пятую – венгры. Копали они ночью, и обстрел их в темноте со стен крепости не давал результатов. Тогда, по сообщению Пиотровского, «русские зажгли какую-то деревянную башню, поставленную внутри за стеной, все стены и башни, освещенные этим огнем, были ясно видны, как днем. При помощи этого освещения русские вплоть до полуночи осыпали наши окопы ядрами и пулями, что сильно затрудняло работу. Ночью русские употребляют удивительные хитрости против наших рабочих; не довольствуясь беспрерывною пальбою, они бросают в окопы факелы и каленые ядра, так что не только причиняют вред нашим, но и освещают местность».
Землей, вырытой из траншеи, королевские войска наполняли хворостяные корзинки и ставили их вокруг орудий, чтобы уберечь пушкарей от обстрела. Так строили временные батареи – туры. Королевские войска Батория создали 3 тура: один – против Свиной башни и два – против Покровской. Последнюю, как угловую, можно было обстреливать с двух сторон. Поэтому один тур возвели у венгерской траншеи, второй – на другом берегу реки Великой. 7 сентября из орудий, установленных на этих турах, начался обстрел крепости.
В результате обстрела в городской стене появились проломы, через которые нападавшие надеялись овладеть крепостью. Утром 8 сентября к граду по траншеям кинулись закованные латы и прикрывающиеся щитами атакующие. Они беспрепятственно заняли оставленные русскими полуразрушенные Свиную и Покровскую башни и укрепились там. Однако тех штурмующих, которые ворвались в крепость через проломы в стене, ждало разочарование. За каменной стеной путь им преградила новенькая «деревянная стена с многочисленными бойницами», через которые на них обрушился сокрушительный огонь. Враг вынужден был отступить. Оставалось выбить захватчиков из хотя и полуразрушенных, но все же мощных Свиной и Покровской башен. Чтобы заставить неприятеля покинуть Свиную башню, пришлось воспользоваться Барсом. «Из великой пищали из Барса ударили по Свиной башне и не погрешили [не промахнулись]». Разрушили ее верхние этажи. Нашлись смельчаки, которые проникли в подвал башни и взорвали ее. Под Покровскую башню пришлось сделать подкоп, заложить «зелье» и взорвать. Так была «очищена каменная московская стена от литовских ног». И больше ни разу за все 5 месяцев обороны Пскова враг не сумел подняться ни на одну башню, ни на один, самый маленький, участок городской стены.
Условия развития творческого мышления дошкольников
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. С ...
Содержание понятий "активность", "творчество",
"творческая активность", "развитие творческой активности"
"Направленность современного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одн ...