Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Реализация принципов психологической теории деятельности при изучении обыкновенных и десятичных дробей в 5-6 классах

Педагогика и воспитание » Реализация принципов психологической теории деятельности при изучении обыкновенных и десятичных дробей в 5-6 классах

В настоящее время действуют стандарты образования, утвержденные в марте 2004 года. Согласно которому, изучение математики должно быть направлено на интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей. Однако вместо этого в детях зачастую развивается подражательность, что способствует к воспитанию исполнителей, испытывающих затруднения в случае необходимости принимать ответственные решения.

Одна из проблем существующей системы образования состоит, как нам кажется, в том, что в ее основе лежит, заложенный в советское время, императив подготовки человека знающего. Нам же кажется, что школа должна не только и не столько давать знания в готовом виде, сколько направлять деятельность детей на самостоятельную добычу знаний.

Идея деятельностного подхода в обучении математике не нова. Еще в конце прошлого века известный русский методист С.И. Шохор-Троцкий выступил как изобретатель нового метода – метода целесообразных задач – курс арифметики из систематически подобранных задач. Позже В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин разработали теорию обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Согласно которой учебный материал должен быть выстроен в соответствии с принципами систематичности и последовательности с позиции психологической теории деятельности.

Несмотря на то, что суть проблемного обучения известна в настоящее время очень многим, организация процесса обучения по-прежнему сводиться к предоставлению ученикам готовых знаний.

Особенно важна осознанная самостоятельная деятельность ученика при работе с трудным материалом, требующим от него достаточных усилий. Многие методисты и психологи отмечают, что наиболее сложным материалом курса арифметики является изучение дробей. Дробь представляет собой некоторое количество долей определенной величины. «Одновременное осмысливание количества и величины долей, осознание их отношения представляет для ребенка новую и сложную задачу», – утверждает Н.А. Менчинская. Действительно, дроби – это первый наиболее абстрактный материал, с которым сталкивается школьник в процессе обучения. И чаще всего, происходит механическое запоминание правил выполнения операций с дробями, без понимания природы этих операций.

Вместе с тем, прочное и качественное усвоение дробей имеет существенное значение не только для школьного курса математики в целом, поскольку весь последующий курс опирается на знание учащимися дробей, но и для последующей практической деятельности человека. Именно дроби и простейшие действия над ними – один из немногих разделов школьного курса математики, который непременно используется в деятельности человека не зависимо от приобретенной им специальности. Отметим также, что раздел «Дробные числа (положительные рациональные числа)» вносит существенный вклад в реализацию идеи развития понятия о числе – основном понятии школьного курса математики.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью организации учебного процесса по изучению систематического курса дробей с основой на принципы психологической теории деятельности.

Объектом исследования является процесс обучения арифметике в 5–6 классах средней школы.

Предметом исследования являются методические аспекты изучения дробей.

Целью исследования является анализ учебников федерального перечня в области построения систематического курса дробей. Критерием анализа является возможность реализации учебного процесса с позиции теории деятельности. Выявление проблемных мест в преподавании дробных чисел и разработка системы упражнений, уроков по соответствующим разделам.

В связи с этим перед нами были поставлены следующие задачи:

изучение правовой, психологической и методической литературы по теме исследования,

изучение возрастных особенностей младших подростков,

анализ психологических причин возникновения трудностей при обучении дробям,

выявление принципов теории деятельности в обучении математике;

изучение генезиса методики преподавания дробей в русской школе,

анализ учебников федерального перечня на соответствие принципам последовательности и систематичности и на возможность реализации поисково-эвристической деятельности учащихся,

выявление «слабых» мест курса дробей;

разработка систем упражнений и уроков по теме исследования.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Глава I посвящена возрастным и психологическим аспектам обучения дробям в 5–6 классах. Возрастные особенности младших подростков рассмотрены нами на основе исследований Л.М. Фридмана и Д.Б. Эльконина. Исследованием психологических истоков возникновения затруднений и ошибок при изучении дробей занималась Н.А. Менчинская и вслед за ней З.М. Мехтизаде. Формулирование принципов психологической теории деятельности нам ближе с позиции, выраженной З.А. Решетовой.

В главе II раскрыто историческое становление методики преподавания дробей. Основными источниками являются исследования Н.В. Богомолова, В.П. Ведениной, А.В. Ланкова, а также непосредственно авторские методики преподавания арифметики Е.С. Березанской, В.М. Брадиса, В.А. Евтушевского, С.И. Шохор-Троцкого и других. Особое внимание уделяем тому, какие изменения претерпевает последовательность изучения обыкновенных и десятичных дробей в целом, и какие методические приемы использовались при изучении операций умножения и деления дробей, а также при введении десятичных дробей.

В пункте 2.2. приводится анализ изучения дробей по учебникам математики 5–6 классов, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе. Критерием анализа является реализация принципов психологической теории деятельности, выделенных в третьей части первой главы, а также соответствие возрастным и психологическим особенностям.

Глава III – посвящена разработке уроков по некоторым разделам курса дробных чисел.

В приложении приведен фрагмент Образовательного стандарта начального общего образования по математике.

Нюансы образования:

Сущность понятия «национальная культура»
Структура культурной жизни России представляет своеобразную триаду. Во-первых, это отечественная, общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во-вторых, смешанная культура, рождаю ...

Цели и содержание обучения чтению
Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них и ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru