Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Педагогика и воспитание » Организация и педагогическая деятельность дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения » Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Страница 11

Данная программа предполагает активное использование при работе с детьми дидактических игр и упражнений в соответствии с возрастом.

Программа «Пространственная ориентировка» Л.А. Рудаковой

Основные задачи обучения пространственной ориентировке, дошкольников со зрительной патологией:

формирование потребности в самостоятельной ориентировке:

преодоление страха пространства и неуверенности в своих си­лах;

овладение ориентировкой на своем теле;

обучение способам и приемам ориентировки в микропро­странстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и

взрослыми;

ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо­гательных средств (трость, звуковые сигналы).

1 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира:

развитие мелкой моторики;

развитие осязательного восприятия пространства

развитие слухового восприятия пространства;

развитие обонятельного восприятия;

развитие зрительного восприятия пространства.

2. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве:

ориентировка на своем теле и телах близких людей;

ориентировка в микропространстве.

3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство: формировать представления о предметах, наполняющих знако­мое пространство (дом, квартира, детский сад): игрушки, мебель, по­суда, одежда: формировать навыки обследования данных предметов: учить использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке; соотносить реальные предметы с их моделями, цвет­ным изображением.

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про­странствах:

5. Развитие общей моторики. Формирование правильной по­зы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

6. Совместная ориентировка со зрячими.

2 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира:

развитие мелкой моторики;

развитие осязательного восприятия пространства;

развитие слухового восприятия пространства;

развитие обонятельного восприятия пространства;

развитие зрительного восприятия пространства.

2. Ориентировка в микропространстве:

формировать пространственные представления слева направо, сверху вниз, верхний-нижний, левый-правый угол; середина справа-слева, середина вверху-внизу;

формировать навыки точной ориентировки на индивидуальном фланелеграфе и приборе «Школьник».

Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство:

расширять представления о предметах, закреплять навыки об­следования предметов, наполняющих знакомое пространство (все помещения детского сада: игрушки, мебель для кухни, спальни, обо­рудование залов, посуда, одежда, обувь и т. д.);

учить использованию этих предметов в практической деятель­ности при ориентировке.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про­странствах:

продолжать обучать ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия (расположение помещений всего детского сала: специальные кабинеты, кухня, спортивный и музыкальный за­лы, коридоры, лестницы);

учить усвоению правил передвижения по лестнице, коридорам (держаться правой стороны, на лестнице ставить ноги поочередно и держаться за перила, рука слегка впереди, чтобы можно было почув­ствовать конец марша лестницы и определить лестничную площад­ку);

различать временные понятия «утро-день», «вечер-ночь» и уметь соотносить свои действия со временем суток.

Развитие общей моторики. Формирование правильной по­зы и жеста при обследовании предметов и ориентировке:

закреплять умение ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, учить строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шерен­гу;

учить правильной позе при ходьбе строем (парами, друг за дру­гом), при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориен­тира (стены, перила лестницы);

учить правильной позе и жесту ребенка при знакомстве, разго­воре, приветствии, прощании.

Совместная ориентировка со зрячими: формировать навыки совместной ориентировки в трудовой дея­тельности, учить культуре попечения и общения со слепыми и зря­чими сверстниками, взрослыми.

3 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

развитие мелкой моторики (тренировать точные координированные движения кисти руки и пальцев: захват мелких предметов двумя разными пальцами пооче­редно, пальчиковый театр, различные виды плетения, обведение по внешнему контуру, раскрашивание; учить самоконтролю производимых движений);

развитие осязательного восприятия пространств ( детально знакомить осязательным путем с различными обозна­чениями, метками, способами изображения пути; обучать чтению простых рельефных рисунков, планов, схем);

развитие слухового восприятия (обучать узнаванию и локализации звуков окружающего про­странства (детского сада, дома), городских шумов: определять по шуму приближающуюся автомашину (грузовая или легковая), мед­ленно или быстро движется; определять типичные звуки, возникаю­щие при приближении троллейбуса; уметь по звуку определять оста­новку, открывание и закрывание дверей; учить оценке удаленности звучащего предмета - удаляется или приближается);

развитие обонятельного восприятия (определять с помощью обоняния запахи, встречающиеся в ок­ружающем пространстве (залах бензина, краски, скошенной травы и др.);

развитие зрительного восприятия (обучать зрительному различению предметов в свободном про­странстве, формировать способы нестереоскопического восприятия пространства: оценка удаленности предметов в пространстве и их изображение на рисунках (выше-ниже, удаление).

2. Ориентировка в микропространстве (учить уверенной ориентировке в микропространстве (индиви­дуальный фланелеграф, брайлевский прибор, лист бумаги, стол); сформировать понятие о рядах и столбиках; учить пониманию словесных обозначений сложных пространст­венных отношений предметов: по диагонали, сзади, сбоку, из-за).

3.Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство (формировать представление об объектах в городе, расположен­ных рядом с дошкольным учреждением: театры, магазины, жилые дома, транспорт на улицах города.; познакомить с тротуаром, проез­жей частью, перекрестком, светофором; расширять знания детей о природе, временах года, о природных явлениях, способных быть воспринятыми слепыми и слабовидящими детьми).

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про­странствах (учить самостоятельной и свободной ориентировке детей с на­рушенным зрением в детском саду и на всем участке детского сада; формировать представления о пространстве с использованием макетов; учить составлению рассказа о знакомом замкнутом про­странстве; знать специальные приемы ориентировки (мягкое скольжение руки по стене, осязание ногами, использование слуха и обоняния); учить самостоятельному выполнению заданий, включающих в себя ориентировку как условие их выполнения (дежурство по столовой).

5. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов (учить правильной позе при обследовании предметов, находя­щихся выше и ниже роста ребенка, при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе предметов, при отыскивании предметов, при передвижении в пространстве без постоянного ори­ентира; формировать правильную позу при посадке в транспорт и выхо­де из него; познакомить ребенка с тростью (правильный захват и удержа­ние, техника безопасности при обращении с тростью).

6. Совместная ориентировка со зрячими (формировать правила поведения ребенка в общественных мес­тах (транспорт, парк, ателье, почта, театр) и на улице; учить моделировать ситуации из жизни общества: игры «Регулировщик», «Ателье», «Театр».

4 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков в свойств окружающего мира (учить комплексному использованию сохранных анализаторов в пространственной ориентировке, использованию в качестве ориен­тиров характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, характер поверхности).

2. Ориентировка в микропространстве:

учить свободной и уверенной ориентировке на рабочем месте, доске, за столом, в книге, тетради, брайлевском приборе;

учить знанию условных обозначений на рельефных планах и ориентировке в рельефных планах и макетах замкнутого и свободно­го пространств;

обучать умению самостоятельно составить простой план замкнутого и свободного пространств по словесному описанию.

3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство (формировать представления о некоторых достопримечательно­стях и памятниках архитектуры родного города, учить переносить е реальную действительность представления о предметах, сформиро­ванные на основе использования моделей, макетов, рельефных изо­бражений словесного описания).

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про­странствах:

познакомить с 2—3 улицами, прилегающими к детскому салу, обучать переходу улицы на перекрестке, регулируемом звуковым и обычным световым светофором при контроле и участии педагогов и родителей;

формировать представления о маршруте из детского сада домой (виды транспорта, ориентиры);

обучать обобщенным способам ориентировки и возможности их переноса в незнакомое пространство;

учить умению ориентироваться по картам-схемам, карте-пути и меткам, позволяющим во время движения контролировать свое местонахождение и правильность направления движения;

составлять рассказ о знакомом свободном пространстве;

учить свободно ориентироваться в частях суток, днях недели, месяцах, временах года и свободно оперировать понятиями "вчера", "сегодня", "завтра", "позавчера".

5. Развитие общей моторики. Формирование правильной по­зы и жеста при обследовании предметов:

учить легко и ритмично ходить и бегать, сохраняя правильную осанку, правильно выполнять все изученные виды ходьбы;

закреплять умение сохранять правильную позу при самостоя­тельной свободной ходьбе в замкнутом знакомом и незнакомом про­странствах, на улицах города в сопровождении взрослого;

отрабатывать приемы ходьбы с тростью (маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения), учить подъему и спуску по лестнице с помощью трости, учить обращаться с тростью в зда­ниях и помещениях, в транспорте, обнаруживать препятствия с по­мощью трости.

6. Совместная ориентировка со зрячими:

обучать совместной ходьбе с тростью со взрослым проводником;

учить совместной ориентировке в учебной деятельности;

знакомить с правилами поведения ребенка в школе;

учить моделированию ситуаций из жизни общества: игра «Школа», «Библиотека».

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Нюансы образования:

Правовая социализация подрастающего поколения
Состояние современного российского общества во многом характеризуется низким уровнем правосознания и правовой культуры граждан, что выражается в недоверии населения к правоохранительным органам, нара ...

Сущность и содержание познавательного интереса
Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru