В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Данная программа предполагает активное использование при работе с детьми дидактических игр и упражнений в соответствии с возрастом.
Программа «Пространственная ориентировка» Л.А. Рудаковой
Основные задачи обучения пространственной ориентировке, дошкольников со зрительной патологией:
формирование потребности в самостоятельной ориентировке:
преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
овладение ориентировкой на своем теле;
обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);
формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;
обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и
взрослыми;
ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).
1 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира: развитие мелкой моторики; развитие осязательного восприятия пространства развитие слухового восприятия пространства; развитие обонятельного восприятия; развитие зрительного восприятия пространства. 2. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве: ориентировка на своем теле и телах близких людей; ориентировка в микропространстве. 3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство: формировать представления о предметах, наполняющих знакомое пространство (дом, квартира, детский сад): игрушки, мебель, посуда, одежда: формировать навыки обследования данных предметов: учить использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке; соотносить реальные предметы с их моделями, цветным изображением. 4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах: 5. Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. 6. Совместная ориентировка со зрячими. |
2 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира: развитие мелкой моторики; развитие осязательного восприятия пространства; развитие слухового восприятия пространства; развитие обонятельного восприятия пространства; развитие зрительного восприятия пространства. 2. Ориентировка в микропространстве: формировать пространственные представления слева направо, сверху вниз, верхний-нижний, левый-правый угол; середина справа-слева, середина вверху-внизу; формировать навыки точной ориентировки на индивидуальном фланелеграфе и приборе «Школьник». Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство: расширять представления о предметах, закреплять навыки обследования предметов, наполняющих знакомое пространство (все помещения детского сада: игрушки, мебель для кухни, спальни, оборудование залов, посуда, одежда, обувь и т. д.); учить использованию этих предметов в практической деятельности при ориентировке. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах: продолжать обучать ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия (расположение помещений всего детского сала: специальные кабинеты, кухня, спортивный и музыкальный залы, коридоры, лестницы); учить усвоению правил передвижения по лестнице, коридорам (держаться правой стороны, на лестнице ставить ноги поочередно и держаться за перила, рука слегка впереди, чтобы можно было почувствовать конец марша лестницы и определить лестничную площадку); различать временные понятия «утро-день», «вечер-ночь» и уметь соотносить свои действия со временем суток. Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке: закреплять умение ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, учить строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу; учить правильной позе при ходьбе строем (парами, друг за другом), при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перила лестницы); учить правильной позе и жесту ребенка при знакомстве, разговоре, приветствии, прощании. Совместная ориентировка со зрячими: формировать навыки совместной ориентировки в трудовой деятельности, учить культуре попечения и общения со слепыми и зрячими сверстниками, взрослыми. |
3 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. развитие мелкой моторики (тренировать точные координированные движения кисти руки и пальцев: захват мелких предметов двумя разными пальцами поочередно, пальчиковый театр, различные виды плетения, обведение по внешнему контуру, раскрашивание; учить самоконтролю производимых движений); развитие осязательного восприятия пространств ( детально знакомить осязательным путем с различными обозначениями, метками, способами изображения пути; обучать чтению простых рельефных рисунков, планов, схем); развитие слухового восприятия (обучать узнаванию и локализации звуков окружающего пространства (детского сада, дома), городских шумов: определять по шуму приближающуюся автомашину (грузовая или легковая), медленно или быстро движется; определять типичные звуки, возникающие при приближении троллейбуса; уметь по звуку определять остановку, открывание и закрывание дверей; учить оценке удаленности звучащего предмета - удаляется или приближается); развитие обонятельного восприятия (определять с помощью обоняния запахи, встречающиеся в окружающем пространстве (залах бензина, краски, скошенной травы и др.); развитие зрительного восприятия (обучать зрительному различению предметов в свободном пространстве, формировать способы нестереоскопического восприятия пространства: оценка удаленности предметов в пространстве и их изображение на рисунках (выше-ниже, удаление). 2. Ориентировка в микропространстве (учить уверенной ориентировке в микропространстве (индивидуальный фланелеграф, брайлевский прибор, лист бумаги, стол); сформировать понятие о рядах и столбиках; учить пониманию словесных обозначений сложных пространственных отношений предметов: по диагонали, сзади, сбоку, из-за). 3.Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство (формировать представление об объектах в городе, расположенных рядом с дошкольным учреждением: театры, магазины, жилые дома, транспорт на улицах города.; познакомить с тротуаром, проезжей частью, перекрестком, светофором; расширять знания детей о природе, временах года, о природных явлениях, способных быть воспринятыми слепыми и слабовидящими детьми). 4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах (учить самостоятельной и свободной ориентировке детей с нарушенным зрением в детском саду и на всем участке детского сада; формировать представления о пространстве с использованием макетов; учить составлению рассказа о знакомом замкнутом пространстве; знать специальные приемы ориентировки (мягкое скольжение руки по стене, осязание ногами, использование слуха и обоняния); учить самостоятельному выполнению заданий, включающих в себя ориентировку как условие их выполнения (дежурство по столовой). 5. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов (учить правильной позе при обследовании предметов, находящихся выше и ниже роста ребенка, при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе предметов, при отыскивании предметов, при передвижении в пространстве без постоянного ориентира; формировать правильную позу при посадке в транспорт и выходе из него; познакомить ребенка с тростью (правильный захват и удержание, техника безопасности при обращении с тростью). 6. Совместная ориентировка со зрячими (формировать правила поведения ребенка в общественных местах (транспорт, парк, ателье, почта, театр) и на улице; учить моделировать ситуации из жизни общества: игры «Регулировщик», «Ателье», «Театр». |
4 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков в свойств окружающего мира (учить комплексному использованию сохранных анализаторов в пространственной ориентировке, использованию в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, характер поверхности). 2. Ориентировка в микропространстве: учить свободной и уверенной ориентировке на рабочем месте, доске, за столом, в книге, тетради, брайлевском приборе; учить знанию условных обозначений на рельефных планах и ориентировке в рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространств; обучать умению самостоятельно составить простой план замкнутого и свободного пространств по словесному описанию. 3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство (формировать представления о некоторых достопримечательностях и памятниках архитектуры родного города, учить переносить е реальную действительность представления о предметах, сформированные на основе использования моделей, макетов, рельефных изображений словесного описания). 4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах: познакомить с 2—3 улицами, прилегающими к детскому салу, обучать переходу улицы на перекрестке, регулируемом звуковым и обычным световым светофором при контроле и участии педагогов и родителей; формировать представления о маршруте из детского сада домой (виды транспорта, ориентиры); обучать обобщенным способам ориентировки и возможности их переноса в незнакомое пространство; учить умению ориентироваться по картам-схемам, карте-пути и меткам, позволяющим во время движения контролировать свое местонахождение и правильность направления движения; составлять рассказ о знакомом свободном пространстве; учить свободно ориентироваться в частях суток, днях недели, месяцах, временах года и свободно оперировать понятиями "вчера", "сегодня", "завтра", "позавчера". 5. Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов: учить легко и ритмично ходить и бегать, сохраняя правильную осанку, правильно выполнять все изученные виды ходьбы; закреплять умение сохранять правильную позу при самостоятельной свободной ходьбе в замкнутом знакомом и незнакомом пространствах, на улицах города в сопровождении взрослого; отрабатывать приемы ходьбы с тростью (маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения), учить подъему и спуску по лестнице с помощью трости, учить обращаться с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, обнаруживать препятствия с помощью трости. 6. Совместная ориентировка со зрячими: обучать совместной ходьбе с тростью со взрослым проводником; учить совместной ориентировке в учебной деятельности; знакомить с правилами поведения ребенка в школе; учить моделированию ситуаций из жизни общества: игра «Школа», «Библиотека». |
Правовая социализация подрастающего поколения
Состояние современного российского общества во многом характеризуется низким уровнем правосознания и правовой культуры граждан, что выражается в недоверии населения к правоохранительным органам, нара ...
Сущность
и содержание познавательного интереса
Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ...