В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.
Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.
Методическая работа
Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа, в которую входят следующие направления:
- посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности;
- выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также с коррекционными программами и методиками;
- организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;
- индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы;
- показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;
- пропаганда тифлопедагогических знаний (организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов).
Работа с родителями
Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения. Она включает в себя несколько направлений:
- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;
- консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;
- проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;
- выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;
- выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
- выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).
Документация тифлопедагога
Тифлопедагог в дошкольном учреждении ведет специальную документацию, к которой относятся:
- индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка;
- перспективный план работы;
- календарный план работы;
- график работы;
- табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога.
В индивидуальную тифлопедагогическую карту развития вносятся сведения о ребенке, диагноз зрительного заболевания и острота зрения, имеющиеся сопутствующие заболевания. Здесь же фиксируются результаты тифлопедагогического обследования, и динамика развития ребенка.
Сформированность самосознания у подростков
Подростковый возраст – возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростка в такие глубины человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, тесня ...
Характеристика уровня представлений о
культуре здорового образа жизни детей
Цель исследования заключалась в следующем: изучить особенности формирование у дошкольников основ здорового образа жизни. В связи с эти в практической части работы были поставлены следующие задачи: Вы ...