В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Программа «Тифлографика» Л.М. Егорминой
Тифлографика - теория построения рельефных рисунков, применяемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефному рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориентировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изображенных предметов.
Отечественные и зарубежные тифлопедагоги (С. Геллер, С. М Гибор, О. И. Егорова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, К). А. Кулагин, Н. А. Семевский, А. И. Солнцева, В. Фромм) обосновали возможности и условия использования рельефных рисунков слепыми детьми: рельефный рисунок только тогда выполняет роль наглядного пособия и является источником знания, когда у ребенка накоплены минимальные представления о предметах, сформировано умение соотносить объемные предметы с контурным изображением, когда ребенок обучен способам восприятия и воспроизведения рельефного рисунка - тифлографике.
Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников доказало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсаторное значение, так как способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорной опыт, формирует новые способы познавательной деятельности.
1 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тифлографике. 2. Обучение воспроизведению рельефного изображения. 3. Обучение восприятию рельефного изображения. |
Дети должны уметь: осуществлять хватательные действия по указанию педагога; выполнять задания по удержанию предметов с помощью педагога; все задания по развитию осязательных ощущений осуществлять на уровне узнавания, выполнять задания совместно с педагогом, оречевляя производимые действия; выполнять осязательное обследование вместе с педагогом оречевляя действие; читать точку, линию, геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, выполненные точками и аппликационно; определять верх и низ карточки и ориентироваться на ней; соотносить простейшие реальные предметы с их моделями, барельефными изображениями этих предметов; накалывать точки произвольно и в трафарете; держать грифель в руке. |
2 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике. 2. Обучение восприятию рельефного изображения. 3. Обучение воспроизведению рельефного изображения. |
Дети должны уметь: выполнять задания по удержанию предмета по возможности самостоятельно; дифференцировать поверхность по возможности самостоятельно; выполнять осязательное обследование на уровне самостоятельной деятельности, оречевлять выполняемые им действия; распознавать точку на плоскости среди других рельефных знаков; ориентироваться на горизонтальной плоскости, находить заданную рельефную линию и называть ее направление, определяя словом (короче, длиннее); соотносить простейшие барельефы и их аппликационное изображение с натуральным объектом, находить их среди предложенных, использовать остаточное зрение для восприятия и узнавания аппликации по цвету; совместно с педагогом накалывать во внутреннем трафарете изображения; держать грифель, ручку; узнавать двухмерные изображения с разной плотностью точек; совместно с педагогом выкладывать орнамент из геометрических фигур; проводить линию по трафарету; создавать контур плоских предметов при помощи природных материалов. |
3 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике. 2. Обучение восприятию рельефного изображения. 3. Обучение воспроизведению рельефного изображения. |
Дети должны уметь: самостоятельно оречевлять действия по узнаванию фактуры поверхности; одновременно «рассматривать» двумя руками изображения из заданной точки с выделением ведущей и контролирующей руки; различать 2, 3 точки на расстоянии в 1 мм, расположенные в одной плоскости; иметь представление о видах линий и способах их выполнения; активно использовать остаточное зрение на понятие «цвет»; иметь навык восприятия контурного изображения от заданной точки; иметь навык создания контура предмета; проводить линию по опорным точкам; осуществлять штриховку в заданном направлении; дорисовывать предмет по заданной аппликации; выполнять орнамент по опорной аппликации; правильно держать грифель, шариковую ручку. |
4 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике. 2. Обучение восприятию рельефного изображения. 3. Обучение воспроизведению рельефного изображения. |
Дети должны уметь: одновременно удерживать два предмета в двух руках; использовать в практической деятельности навыки осязательных ощущений; использовать остаточное зрение совместно с активным осязанием при дифференцировке сенсорных эталонов; дифференцировать вертикальные и горизонтальные поверхности малознакомых предметов, оречевляя действия с ними; распознавать 6 точек, расположенных па расстоянии 1 мм и различных комбинациях; узнавать рельефное изображение предмета, выполненное аппликационно и контуром; распознавать простейшие сюжетные рисунки; выполнять простейшие рисунки и орнаменты на брайлевском приборе; делить лист на 2 и 4 части; рисовать предметы геометрической формы в трафарете; дорисовывать предметы по опорной аппликации; правильно использовать грифель при распознавании точек в приборе. |
Уровни познавательной активности
Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неуст ...
Методологические основы проектирования образовательных
технологий
Для нас по данному вопросу наиболее интересными являются результаты методологических разработок Зинченко А. Зинченко А. выделял три типа учебного плана: организационную форму, где в пространстве и вр ...