Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Педагогика и воспитание » Организация и педагогическая деятельность дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения » Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Страница 14

Программа «Тифлографика» Л.М. Егорминой

Тифлографика - теория построения рельефных рисунков, при­меняемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефно­му рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориен­тировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изо­браженных предметов.

Отечественные и зарубежные тифлопедагоги (С. Геллер, С. М Гибор, О. И. Егорова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, К). А. Кулагин, Н. А. Семевский, А. И. Солнцева, В. Фромм) обос­новали возможности и условия использования рельефных рисунков слепыми детьми: рельефный рисунок только тогда выполняет роль наглядного пособия и является источником знания, когда у ребенка накоплены минимальные представления о предметах, сформировано умение соотносить объемные предметы с контурным изображением, когда ребенок обучен способам восприятия и воспроизведения рель­ефного рисунка - тифлографике.

Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников дока­зало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсатор­ное значение, так как способствует преодолению отрицательных по­следствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорной опыт, формирует новые способы познаватель­ной деятельности.

1 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тифлографике.

2. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

3. Обучение восприятию рельефного изображения.

Дети должны уметь:

осуществлять хватательные действия по указанию педагога;

выполнять задания по удержанию предметов с помощью педа­гога;

все задания по развитию осязательных ощущений осуществлять на уровне узнавания, выполнять задания совместно с педагогом, оречевляя производимые действия;

выполнять осязательное обследование вместе с педагогом оречевляя действие;

читать точку, линию, геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, выполненные точками и аппликационно;

определять верх и низ карточки и ориентироваться на ней;

соотносить простейшие реальные предметы с их моделями, барельефными изображениями этих предметов;

накалывать точки произвольно и в трафарете;

держать грифель в руке.

2 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

выполнять задания по удержанию предмета по возможности самостоятельно;

дифференцировать поверхность по возможности самостоя­тельно;

выполнять осязательное обследование на уровне самостоя­тельной деятельности, оречевлять выполняемые им действия;

распознавать точку на плоскости среди других рельефных знаков;

ориентироваться на горизонтальной плоскости, находить за­данную рельефную линию и называть ее направление, определяя словом (короче, длиннее);

соотносить простейшие барельефы и их аппликационное изображение с натуральным объектом, находить их среди предло­женных, использовать остаточное зрение для восприятия и узнава­ния аппликации по цвету;

совместно с педагогом накалывать во внутреннем трафарете изображения;

держать грифель, ручку;

узнавать двухмерные изображения с разной плотностью то­чек;

совместно с педагогом выкладывать орнамент из геометриче­ских фигур;

проводить линию по трафарету;

создавать контур плоских предметов при помощи природных материалов.

3 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

самостоятельно оречевлять действия по узнаванию фактуры поверхности;

одновременно «рассматривать» двумя руками изображения из заданной точки с выделением ведущей и контролирующей руки;

различать 2, 3 точки на расстоянии в 1 мм, расположенные в одной плоскости;

иметь представление о видах линий и способах их выполне­ния;

активно использовать остаточное зрение на понятие «цвет»;

иметь навык восприятия контурного изображения от задан­ной точки;

иметь навык создания контура предмета;

проводить линию по опорным точкам;

осуществлять штриховку в заданном направлении;

дорисовывать предмет по заданной аппликации;

выполнять орнамент по опорной аппликации;

правильно держать грифель, шариковую ручку.

4 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

одновременно удерживать два предмета в двух руках;

использовать в практической деятельности навыки осязатель­ных ощущений;

использовать остаточное зрение совместно с активным осяза­нием при дифференцировке сенсорных эталонов;

дифференцировать вертикальные и горизонтальные по­верхности малознакомых предметов, оречевляя действия с ними;

распознавать 6 точек, расположенных па расстоянии 1 мм и различных комбинациях;

узнавать рельефное изображение предмета, выполненное аппликационно и контуром;

распознавать простейшие сюжетные рисунки;

выполнять простейшие рисунки и орнаменты на брайлевском приборе;

делить лист на 2 и 4 части;

рисовать предметы геометрической формы в трафарете;

дорисовывать предметы по опорной аппликации;

правильно использовать грифель при распознавании точек в приборе.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Нюансы образования:

Уровни познавательной активности
Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неуст ...

Методологические основы проектирования образовательных технологий
Для нас по данному вопросу наиболее интересными являются результаты методологических разработок Зинченко А. Зинченко А. выделял три типа учебного плана: организационную форму, где в пространстве и вр ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru