В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Программа «Тифлографика» Л.М. Егорминой
Тифлографика - теория построения рельефных рисунков, применяемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефному рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориентировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изображенных предметов.
Отечественные и зарубежные тифлопедагоги (С. Геллер, С. М Гибор, О. И. Егорова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, К). А. Кулагин, Н. А. Семевский, А. И. Солнцева, В. Фромм) обосновали возможности и условия использования рельефных рисунков слепыми детьми: рельефный рисунок только тогда выполняет роль наглядного пособия и является источником знания, когда у ребенка накоплены минимальные представления о предметах, сформировано умение соотносить объемные предметы с контурным изображением, когда ребенок обучен способам восприятия и воспроизведения рельефного рисунка - тифлографике.
Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников доказало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсаторное значение, так как способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорной опыт, формирует новые способы познавательной деятельности.
1 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тифлографике. 2. Обучение воспроизведению рельефного изображения. 3. Обучение восприятию рельефного изображения. |
Дети должны уметь: осуществлять хватательные действия по указанию педагога; выполнять задания по удержанию предметов с помощью педагога; все задания по развитию осязательных ощущений осуществлять на уровне узнавания, выполнять задания совместно с педагогом, оречевляя производимые действия; выполнять осязательное обследование вместе с педагогом оречевляя действие; читать точку, линию, геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, выполненные точками и аппликационно; определять верх и низ карточки и ориентироваться на ней; соотносить простейшие реальные предметы с их моделями, барельефными изображениями этих предметов; накалывать точки произвольно и в трафарете; держать грифель в руке. |
2 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике. 2. Обучение восприятию рельефного изображения. 3. Обучение воспроизведению рельефного изображения. |
Дети должны уметь: выполнять задания по удержанию предмета по возможности самостоятельно; дифференцировать поверхность по возможности самостоятельно; выполнять осязательное обследование на уровне самостоятельной деятельности, оречевлять выполняемые им действия; распознавать точку на плоскости среди других рельефных знаков; ориентироваться на горизонтальной плоскости, находить заданную рельефную линию и называть ее направление, определяя словом (короче, длиннее); соотносить простейшие барельефы и их аппликационное изображение с натуральным объектом, находить их среди предложенных, использовать остаточное зрение для восприятия и узнавания аппликации по цвету; совместно с педагогом накалывать во внутреннем трафарете изображения; держать грифель, ручку; узнавать двухмерные изображения с разной плотностью точек; совместно с педагогом выкладывать орнамент из геометрических фигур; проводить линию по трафарету; создавать контур плоских предметов при помощи природных материалов. |
3 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике. 2. Обучение восприятию рельефного изображения. 3. Обучение воспроизведению рельефного изображения. |
Дети должны уметь: самостоятельно оречевлять действия по узнаванию фактуры поверхности; одновременно «рассматривать» двумя руками изображения из заданной точки с выделением ведущей и контролирующей руки; различать 2, 3 точки на расстоянии в 1 мм, расположенные в одной плоскости; иметь представление о видах линий и способах их выполнения; активно использовать остаточное зрение на понятие «цвет»; иметь навык восприятия контурного изображения от заданной точки; иметь навык создания контура предмета; проводить линию по опорным точкам; осуществлять штриховку в заданном направлении; дорисовывать предмет по заданной аппликации; выполнять орнамент по опорной аппликации; правильно держать грифель, шариковую ручку. |
4 год обучения |
1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике. 2. Обучение восприятию рельефного изображения. 3. Обучение воспроизведению рельефного изображения. |
Дети должны уметь: одновременно удерживать два предмета в двух руках; использовать в практической деятельности навыки осязательных ощущений; использовать остаточное зрение совместно с активным осязанием при дифференцировке сенсорных эталонов; дифференцировать вертикальные и горизонтальные поверхности малознакомых предметов, оречевляя действия с ними; распознавать 6 точек, расположенных па расстоянии 1 мм и различных комбинациях; узнавать рельефное изображение предмета, выполненное аппликационно и контуром; распознавать простейшие сюжетные рисунки; выполнять простейшие рисунки и орнаменты на брайлевском приборе; делить лист на 2 и 4 части; рисовать предметы геометрической формы в трафарете; дорисовывать предметы по опорной аппликации; правильно использовать грифель при распознавании точек в приборе. |
Примерная программа факультатива «Алгебраические числа»
Введение. Тема «Алгебраические числа» может быть рассмотрена в системе углубленного изучения математики, однако, в соответствии с существующей на данный момент образовательной программой не является ...
Средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитии ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия ...