В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
При научной разработке данной проблемы следует учесть диалектику противоречий, с которыми приходится сталкиваться педагогу. С одной стороны, процесс половой социализации, являющийся необходимым компонентом общего процесса социализации, важен для полноценного развития личности, для подготовки ее к выполнению соответствующих ее полу социальных ролей в будущем, и в первую очередь семейных ролей; с другой стороны, уже на первых этапах онтогенеза, особенно в дошкольном возрасте и частично в школьный период детства, когда идет интенсивный процесс формирования психического пола ребенка и развиваются интересы и склонности, соответствующие полу, часто наблюдается резкое разделение детской группы на две подструктуры - мальчиков и девочек. Перед педагогом встает сложная задача - найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками, и вместе с тем не тормозить процесс половой дифференциации.
Одним из путей преодоления разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации является использование сюжетно-ролевых игр, в которых учитываются интересы детей обоего пола. Важным средством воспитания у ребенка первых представлений о будущих обязанностях отца и матери может стать игра в семью при соответствующей тактичной корректировке ее содержания педагогом детского сада.
Осуществление дифференцированного подхода (создание системы воздействий, учитывающих различие в интересах мальчиков и девочек) в воспитании дошкольников будет способствовать осмысленной реализации на практике идеи всестороннего гармонического развития нового человека, более эффективному нравственному становлению юных граждан нашей страны.
Личностно ориентированный подход к изучению детских взаимоотношений получает все большее признание в психолого-педагогических исследованиях. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении детских взаимоотношений. В последние десятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была "логическим центром" психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирование его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.
Методические рекомендации по формированию культуры восприятия академической
музыки в начальной школе и учреждениях дополнительного образования
В исследовательской практике накоплено достаточное количество различных методик, замеров по различным «параметрам» музыкального развития, навыки восприятия академической музыки, уровень творческой ак ...
Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкальном развитии
дошкольников
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – он ...