В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологий зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети одной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Квалификационная характеристика тифлопедагога подтверждается государственным нормативным документом, который определяет назначение тифлопедагога, содержание и сферу его профессиональной деятельности, а также характеристику основных знаний умений и навыков по данной специальности.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного решения.
Тифлопедагог должен быть подготовлен к профессиональной деятельности по обучению и воспитанию детей с дефектом зрения. Ее основой является – управление процессами обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих.
Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.
В соответствии с действующим положением тифлопедагогом может быть лицо, имеющее высшее дефектологическое образование (специальность – тифлопедагог), его работа контролируется заведующим дошкольного учреждения.
Недельная нагрузка тифлопедагога составляет 20 часов. Оформление документации и подготовка к занятиям в рабочее время не водят.
При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями (разработанными или адаптированными).
Направления работы тифлопедагога
Тифлопедагогическое обследование детей.
Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
Участие в методической работе дошкольного учреждения.
Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Тифлопедагогическое обследование детей
Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и комплекции зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные задачи обучения.
Характеристики деятельности, отражающей становление, развитие и
трансформацию профессиональной ментальности
Деятельность как психическая реальность в профессиональном понимании (психология когнитивных процессов, мотивации, воли, эмоций, психология личности, внутригрупповых процессов, психология обучения и ...
Политика в области
профилактики аддиктивного поведения
Политика, как её определяет европейская конференция ВОЗ по политике здоровья, это согласие, консенсус среди партнёров о том, какие проблемы необходимо решить, и о том, каким способом или с помощью ка ...