В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Актуальность данного исследования определилась противоречием, заключающимся в том, что, с одной стороны, на уроках в младших классах необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, эстетико-педагогические условия для эффективного развития творческого воображения современного ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно разработаны педагогической наукой.
В определении творческого воображения мы придерживались точки зрения Л. С. Выготского: «творческое воображение – это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения». Таким образом, творческое воображение проявляется в виде: образов, не реализованных в практической деятельности; образов, связанных с выполнением конкретной практической деятельности; представления чего-либо нового, основанного на словесном или условном изображении этого нового; новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
Были выявлены характерные особенностями творческого воображения младших школьников: различная легкость преобразования реальности в воображении; импульсивность и эмоциональный настрой; отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе.
К комплексу эстетико-педагогических условий, способствующих развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста я отнесла: эмоциональную выразительность используемого дидактического материала, образный характер всего, что окружает ребенка, то есть зрительный ряд; эмоционально-психологическую комфортность каждого ребенка, свобода выбора творческих форм и методов творческой деятельности; занятия на уроках должны строиться на принципах программно-развивающего развития по программе В. Т. Кудрявцева. К таким принципам относятся использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала; взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся; интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.
Понимание изложенных трех принципов и опора на них позволила мне избежать типичных ошибок при организации занятий и обеспечить более выраженный развивающий эффект.
Базой опытно-экспериментальной работы стал 1 «А» класс МОУ СОШ № 15 г. Оренбурга в количестве 21 человек.
Задачи опытно-экспериментальной работы стали: убедить детей, что мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть собственными силами; обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны; использовать механизмы творческого воображения для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.
Мною были определены последовательные этапы развития творческого воображения у детей: 1. Диагностический этап, цель которого выявить исходный уровень творческого воображения исследуемой группы детей; 2. Формирующий этап эксперимента, цель которого – развитие творческого воображения младших школьников с использованием программы развивающего развития В. Т. Кудрявцева; 3. Контрольный этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на уровень развития творческого воображения детей. Работа проводилась с сентября по декабрь 2006 года.
Возрастные особенности развития мышления дошкольников
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тре ...
Особенности обучения
говорению на младшем этапе обучения
Главным условием обучения говорения является формирование и совершенствование речевых умений и навыков (говорения и аудирования), которые, в свою очередь, могут быть сформированы лишь по мере становл ...