В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Можно перечислить некоторые правила синтеза занятий по развитию творческого воображения детей: методы, приемы и правила развития творческого воображения, которые необходимо изучить; общая сюжетная линия курса и способы создания мотивов обучения; линии проведения занятий и модель урока; модели учебных и игровых заданий.
К методам, приемам и правилам развития творческого воображения можно отнести: системный оператор; морфологический анализ; метод фокальных объектов; мозговой штурм; приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.); механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы разрешения противоречий); моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков; развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы); изучение научной фантастики доступной этому возрасту.
Уроки развития творческого воображения - это всегда маленькое открытие, на каждом уроке, как звезды на небе, зажигаются искорки таланта каждого ребенка. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.
Курс развития творческого воображения на уроках в первом классе должен быть построен как путешествие по бесконечному, таинственному миру знаний с помощью воображения, которое в ходе занятий становится все более управляемым и открывает все новые грани как самого ребенка, так и окружающего мира.
Для первоклассников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. Например, можно по ходу проведения занятий выполнять задания, из которых составляется "книга сказок", доступная для всех учащихся данного класса и состоящая из наиболее успешных рисунков детей. Героев книги придумывают сами ребята. В книгу входят только лучшие работы учеников.
Для детей бывает очень важно утвердить себя, показать одноклассникам, на что они способны, уроки развития творческого воображения предоставляют такую возможность. В этом также могут очень помочь внеклассные мероприятия и, что очень важно, дети убеждаются в работоспособности предлагаемой им методики, применяя ее на практике.
В. Т. Кудрявцев в разработанной им программе развивающего развития рекомендует придерживаться следующих линий проведения занятий: развитие ассоциативно-образного и системного воображения; подходы к изобретательству; работа с информацией (картотека); работа по созданию конкретных творческих продуктов (рисунки, плакаты, модели технических систем, изделия из природного материала и др.).
Модель урока должна иметь примерно следующую структуру: 1. разминка: упражнения на координацию, ритм + скороговорка; упражнения для пальчиков + скороговорка; 2. упражнения на внимание; 3. совместить несовместимое; 4. проверка домашнего задания; 5. подведение итогов по домашнему заданию; 6. вход в урок, новую тему; 7. новая тема может быть преподнесена в игровой или в учебной форме; 8. упражнения на создание творческого продукта; 9. подведение итогов.
Конечно, не всегда удается точно следовать модели, иногда детская фантазия выходит за рамки любой схемы. И все-таки построение урока по модели делает работу педагога интереснее и в то же время облегчает подготовку.
Все вышеназванные условия характеризуются следующими эстетическими качествами: стиль, композиция, оптимальность, функциональность, выразительность, цельность, мобильность, гармоничность интерьерной организации физической и предметной школьной среды, а также взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Следовательно, эстетический и педагогические аспекты включены во все группы условий и тесно связаны между собой, что позволяет считать предложенную систему условий, способствующих развитию творческого воображения младших школьников - эстетико-педагогическими условиями.
Связная речь у детей с общим недоразвитием речи
Понимание детьми связной речи взрослых, осознание слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т.е. предшествует способности вычленять их из п ...
Теоретические основы использования метода проектов в развитии детей
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического напр ...