В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Специфика вузовского обучения во многом обусловлена отсутствием систематического текущего контроля за качеством усвоения знаний. В средней школе, как известно, контроль за учебной работой и усвоением изучаемого материала осуществляется на каждом уроке. Систематический текущий контроль во многом положительно сказывается на совершенствовании знаний учащихся, позволяет выявлять эффективность применяемых приемов умственного труда, а также регулировать процесс учения. Однако в ряде случаев поурочная оценка знаний учащихся не только не способствует их систематической работе над учебным материалом, а, напротив, делает ее эпизодической. Поэтому некоторые школьники тщательно готовятся только к тем урокам, на которых вероятнее всего их могут вызвать для опроса. К остальным же занятиям они или не готовятся вообще, или же ограничиваются только выполнением практических заданий.
В вузе, где нет ежедневной проверки знаний, выпускники средней школы получают в этом отношении еще большую свободу действий. Знания студентов основательно оцениваются дважды в году во время экзаменационных сессий. Но, привыкнув за многие годы школьного обучения сверять свой ритм учебной работы с оценкой в дневнике, многие первокурсники психологически совсем не подготовлены к тому, что, хотя их знания будут оцениваться только через полгода, им надо регулярно работать самостоятельно. К тому же происходит резкое изменение, а вернее разрушение, тех стереотипов отношений с преподавателями, которые годами складывались в средней школе. Там учителя по существу не скрывали своей ответственности за подготовку домашних заданий учащимися, за качество их успеваемости. В вузе же между преподавателями и студентами в той или иной мере существует определенная «дистанция», и студенты получают большую самостоятельность в организации своей работы.
Чувствуя себя достаточно свободными от педагогического контроля, многие первокурсники подменяют регулярную работу по усвоению знаний эпизодическими, бессистемными занятиями, что ведет к отставанию. Пытаясь наверстать упущенное, они основательно прорабатывают изученный материал лишь накануне экзаменов. Однако допущенное отставание чаще всего уже невозможно наверстать, и поэтому, как отмечают многие студенты, они приходят на экзамены, не усвоив того материала, по которому им нужно отвечать.
Такая система учебной работы, характерная для большинства первокурсников, не обеспечивает их должной научной подготовки. Восстановление угасающих сведений о предмете изучения «штурмовым» путем за два-три дня перед экзаменами является существенным недостатком учебной работы студентов.
В связи с резким увеличением объема подлежащей усвоению научной информации в вузе значительно возрастает роль и значение правильной регламентации самостоятельной учебной деятельности студентов. Однако, несмотря на то, что объем самостоятельной работы в вузе значительно возрастает, ее внешняя регламентация фактически отсутствует. Чтобы ритмично работать в течение семестра, студенту самому необходимо проявлять волевые усилия, четко планировать внеаудиторную учебную деятельность, правильно чередовать занятия по различным дисциплинам.
Первоначальное изучение этого вопроса давало весьма обнадеживающие результаты. На вопрос педагогов, планируют ли первокурсники процесс подготовки к занятиям, большинство из них ответило утвердительно. В ходе же более детального исследования выяснилось, что это планирование чаще всего носит формальный характер, и лишь немногие выполняют намеченные планы. Большинство же студентов жалуются на то, что составляемые ими планы самостоятельной работы не выполняются. Многие из них не только не планируют свой учебный труд, но и не видят в этом необходимости, ссылаясь на годы учебы в школе, когда они успевали все выучить и без планирования предстоящей учебной работы.
Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного
возраста
Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действите ...
Общие рекомендации по организации и проведению занятий по
лыжной подготовке
Занятия по лыжному спорту проводятся на местности, большей частью пересеченной, в любую погоду (мороз, снегопад, оттепель) и требуют от занимающихся значительных энерготрат. Поэтом особенно важно, чт ...