В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В этой связи работа по обучению студентов, и особенно первокурсников, технологии учебной деятельности должна заключаться в раскрытии закономерностей и методических приемов восприятия и осмысления изучаемого материала. Необходимо, чтобы студенты осознали: овладение знаниями невозможно без активной мыслительной деятельности, без выработки самостоятельного подхода к их обстоятельному осмыслению.
Влияние стереотипов школьного учения в значительной мере проявляется и в организации учебной работы по повторению и закреплению лекционного материала. Как известно, система школьного обучения построена таким образом, что объяснение нового материала и его закрепление соединяются в одно целое самой структурой урока. После изложения учебного материала учитель, как правило, спрашивает учащихся и устанавливает, в какой мере они осмыслили и усвоили новую тему, а затем проводит специальную работу по ее закреплению. Обращение к материалу, изучаемому ранее, происходит и на последующих уроках, при этом на каждом шагу усвоения знаний учитель создает условия для закрепления в памяти учащихся нового материала, заучивания его и т. д. В вузе же такая синхронность между сообщением новых знаний и их закреплением большей частью отсутствует. Более того, изложение нового материала во время лекции и его закрепление на практических или семинарских занятиях зачастую разделены длительным промежутком времени. Поэтому в высшей школе работа по осмыслению и усвоению теоретического материала, излагаемого в лекциях, должна в известной мере синхронизироваться с процессом самостоятельной внеаудиторной учебной работы и сопровождаться его глубоким осмыслением и самоконтролем. От того, насколько правильно организуется эта работа, во многом зависит глубина и прочность знаний студентов.
Между тем, привыкнув за годы школьного обучения к закреплению знаний на уроке под непосредственным руководством учителя, первокурсники не осознают необходимости систематической самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала и не придают ей должного значения. К тому же подавляющее большинство из них не знает основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к ее организации, что, естественно, влечет за собой целый ряд серьезных недочетов в их учебной работе.
В целом по характеру учебной работы над лекционным материалом студентов первого курса можно условно разделить на три группы. К первой относятся те, которые правильно проводят работу по закреплению воспринятого но время лекции материала: в день прослушивания лекции они изучают и обрабатывают ее конспект. Прорабатывают они этот материал и накануне следующей лекции но данной дисциплине, при этом не только еще раз обращаются к изучению конспекта лекции, но и изучают соответствующие разделы учебника, а также дополнительную литературу по изучаемой теме. Подобным образом работают всего лишь 18 % первокурсников.
Вторая группа — 26 % студентов первого курса — ограничивается однократным обращением к чтению конспекта с целью усвоения теоретического материала, излагавшегося в лекции. Делается это, как правило, не в день чтения лекции, а накануне следующих лекционных занятий.
Однако многие первокурсники не делают даже и этого. Вот несколько наиболее характерных ответов студентов данной — третьей — группы на вопрос «Как вы работаете над материалом прослушанной сегодня лекции?»:
«Лекцию не читаю до практических занятий», «К материалу лекции возвращаюсь лишь тогда, когда эту тему изучаем на практическом занятии», «Если завтра есть практическое или семинарское занятие по этому предмету, то изучаю конспект лекции. Если же нет — над материалом лекции не работаю».
Таким образом, подавляющее большинство первокурсников изучают лекционный материал только накануне практических или семинарских занятий. Такая система учебной работы ведет к поверхностному усвоению знаний, к нарушению логики изучаемого материала. Если учесть, что по некоторым темам лекционных курсов практические занятия не проводятся, то последующая работа по глубокому осмыслению и усвоению лекционного материала многими студентами вообще не осуществляется.
Сущность социальной
работы в общеобразовательном учреждении
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной ...
Функции целостного педагогического процесса
Целостный педагогический процесс выполняет следующие функции: Воспитательную, которая проявляется во всем: в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, ...