В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет знание и учет тех особенностей вузовского обучения, которые обусловливают необходимость перестройки у студентов сложившихся в школе стереотипов учебной работы и вооружения их новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности.
Практика показывает, что переход вчерашних школьников от классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко осуществляется довольно болезненно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы, и очень часто вузы вынуждены отчислять за академическую неуспеваемость не самых слабых студентов. Все дело в том, что многие из них просто не умеют правильно организовать свою учебно-познавательную деятельность, не успевают понять, как нужно учиться в вузе.
Однако недостаточная психологическая и практическая подготовленность многих выпускников средней школы к вузовским формам и методам учения приводит не только к их неуспеваемости. Неумение студентов самостоятельно перестроить способы учебно-познавательной деятельности в соответствии с новыми условиями обучения вызывает у них чувство растерянности, неудовлетворенности и влечет за собой негативное отношение к учению в целом. У некоторых студентов первого курса процесс адаптации к новым условиям, новым требованиям и выработка оптимальных моделей успешной учебной деятельности в вузе протекают медленно и болезненно и, таким образом, создаются условия для угасания выработанной в школе привычки ответственного отношения к учению.
Кроме того, трудности приспособления к новым формам обучения значительно снижают умственную работоспособность студентов. Психологическая неподготовленность к вузовским формам обучения, может способствовать постепенному накоплению умственного, психологического утомления, что отрицательно сказывается на общем самочувствии студента, ослабляет его внимание, память, мышление, волю, без оптимального состояния которых невозможна успешная учебная деятельность .
Затруднения, испытываемые первокурсниками в связи с переходом на новые формы и методы учебной работы, в известной мере закономерны. Их научное объяснение основано на физиологическом учении о высшей нервной деятельности и, в частности, на идеях о динамическом стереотипе. И. П. Павлов указывал, что бесчисленное множество раздражителей (как внешних, так и внутренних), поступающих в большие полушария головного мозга, вызывают в последних определенные процессы. Эти процессы, происходящие в разных пунктах коры, встречаются, сталкиваются и взаимодействуют и должны в конце концов систематизироваться, уравновеситься. В результате вырабатывается динамический стереотип, т. е. сложная уравновешенная система внутренних процессов. С указанной точки зрения стиль учебной работы, сложившийся у учащихся за годы обучения в средней школе, можно рассматривать как определенный динамический стереотип. Будучи сформированным, такой стереотип имеет исключительно важное значение для успеха учебной деятельности. Вызывая автоматизацию приобретенных учебных умений и навыков, он способствует наилучшему приспособлению организма к совершаемой работе, значительно облегчает ее и делает более продуктивной.
Особенности выработки динамического стереотипа таковы, что сформировать нужную систему умений и навыков гораздо легче, чем перестраивать уже сложившуюся. В этих условиях установление нового динамического стереотипа требует, по словам И. П. Павлова, «огромного нервного труда». Поступление выпускника средней школы в вуз и последующее его приспособление к новым формам и методам обучения и является в значительной степени процессом не столько выработки новых, сколько перестройки уже сложившихся стереотипов учебной работы. Студенту необходимо коренным образом ломать создававшиеся годами привычки познавательной деятельности и формировать новые. Но поскольку с изменением условий обучения сложившийся стереотип учебной работы, как уже отмечалось, не сразу поддается разрушению и его перестройка требует значительных нервных усилий, то это и вызывает у многих первокурсников большие трудности. Все это осложняет проведение работы по формированию у студентов рациональных умений и навыков учебного труда.
Формирование физкультурных знаний у учеников 5 – 9 классов
В процессе обучения физической культуре у учащихся наряду с развитием определенных физических качеств получают теоретико – методические основы физической культуры. К ним относятся: основы истории физ ...
Характеристика социально –
педагогической деятельности в условиях детского дома
Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые пр ...