В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Это означает:
- в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
- дается разъяснение к этой информации;
- определяются условия погружения в информацию;
- приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
- указаны практические задания.
Модуль, выступая средством модульного обучения, включает в себя банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей, целевой план действий.
Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где полученные знания или умения должны быть востребованы. Отсюда видимо и пришло параллельное название модульного обучения, как блочно-модульного, что является синонимом. Функциональность учебного модуля определяется тем, что его содержание формируется от практического названия изучаемой информации. Движение идет от определения той деятельности и ее границ, где изучаемый материал потребуется.
Технологическая часть модуля - это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. Самостоятельное освоение учебного модуля обучающимися не есть самостоятельная работа в ее традиционном смысле. У них много отличий. Главное - в модульном обучении присутствует индивидуализированная целевая установка на освоение, а не общая и одинаковая, в нем - индивидуализированный пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня усвоения материала, информация для усвоения разбита на части, облегчающие понимание и запоминание, представлена в виде тезисов, выражающих главный смысл содержания обучения. Познавательный процесс в модульном обучении изначально организован прозрачно, технично, подконтрольно. В нем преподаватель всегда увидит, на каком элементе учебного материала «застрял» обучающийся, что не понял.
Исследователи рекомендуют начинать каждый пятый модуль с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе). Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и входным проверяется уровень усвоения знаний и выработка умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем соответствующая доработка - корректировка, установка на следующий «виток», то есть последующий модуль.
Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности обучаемых через следующие этапы усвоения знаний:
- восприятие;
- понимание;
- осмысление;
- запоминание;
- применение;
- систематизация.
Его сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога), достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем.
Отличие модульной системы от других дидактических:
Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется и содержит в себе указания не только на объем изучаемого содержания, но и уровень его усвоения.
Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу.
Обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учиться планированию, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом.
Наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым способом консультирования.
Исследователи в области модульной технологии так формулируют цели модульного обучения:
1. Главная цель - достижение высокого уровня конечных результатов.
2. Комфортный темп работы обучаемого.
3. Определение им самим своих возможностей.
4. Гибкое построение содержания обучения.
5. Интеграция различных его видов и форм.
Модульный подход - это интенсивный путь решения образовательных задач.
Что привлекает в данной методике? Наверное, убежденность в том, что каждый преподаватель должен не только давать знания, но и учить обучающихся, добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться друг с другом и отвечать за результаты своего труда.
Система психолого-педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации
Перед школой была поставлена задача, нигде в мире еще нерешенная: осуществить всеобщее обязательное среднее образование всей молодежи без какой-либо дифференциации. Перед учителями было выдвинуто тре ...
Сущность, содержание и составляющие процесса социализации личности
Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддинс, который в 1887 в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - « ...