В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Классно-урочная система с ее объяснительно-иллюстративным методом, при которой преподаватель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а студенты работают в одном заданном ритме. Такая работа однообразна и скучна, а главное, не дает возможности развивать у студентов навыки самостоятельной работы.
Деятельность преподавателя в этом случае сводится к двум основным функциям: сообщить новую информацию и на следующем уроке проверить ее усвоение, а обучающемуся остается роль пассивного объекта обучения.
Содержание программы курса ОБЖ включает в себя раздел «Первая медицинская помощь», в котором изучаются правила и методы оказания первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях, отравлениях. Экстренная доврачебная самопомощь и взаимопомощь – это простейшие, целесообразные действия, направленные на защиту, спасение жизни и здоровья человека. Умение оказывать первую медицинскую помощь должно стать неотъемлемой частью жизни каждого гражданина. Задача преподавателя дисциплины ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать определенные знания студентам в этой области дисциплины, но и научить конкретным действиям, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии.
Приступив к составлению уроков по модульной системе по данному разделу дисциплины, можно выделить следующие блоки:
- первая медицинская помощь при ранениях,
- первая медицинская помощь при кровотечениях,
- первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах связок,
- первая медицинская помощь при переломах,
- первая медицинская помощь при инсульте, инфаркте,
- первая медицинская помощь при ожогах,
- первая медицинская помощь при отравлениях.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого студента в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой медицинской помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей:
1. Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.
2. Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.
3. Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.
Построение модулей осуществляется по смешанному типу.
Модуль вначале предполагает теоретическую подготовку обучающегося, в ходе которой формируются знания, а затем лабораторно-практический блок, который дополняет теоретический блок и непосредственно связан с его содержанием. По завершению изучения модулей, обучающиеся должны знать правила и приемы оказания первой медицинской помощи и уметь ее оказать.
Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов.
Исходя из особенностей работы преподавателя и студента, при использовании модульной технологии обучения в функции преподавателя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый обучающийся должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности студентов и собственной консультирующей работе.
При анализе работы группы на уроке преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами.
Значение личностно-ориентированного
подхода в воспитании ребенка
Личностно ориентированный подход можно определить как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход предполагае ...
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся пример ...