В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия: отсутствие существенных недостатков умственного развития; достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня; материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека; мастерство учителей работающих с ребенком в школе.
Глава III. Опытно-экспериментальная часть
Опытно-экспериментальная работа по проблеме школьной неуспеваемости проводилась на базе МОУ Гимназии №1, с подгруппой детей 4 «В» класса в составе 10 человек:
Бещетникова Диана (10 лет).
Голодникова Кристина (10 лет).
Давыдов Александр (11 лет).
Докунина Дарья (10 лет).
Леханова Юлия (11 лет).
Романенко Анастасия (10 лет).
Серенков Евгений (11 лет).
Сизо Белла (10 лет).
Черкасова София (10 лет).
Шаманская Франческа (10 лет).
Эксперимент проводился, включая три основных этапа.
Констатирующий этап. Диагностика
Цель:
а) определение уровня сформированности мотивационной, эмоционально-волевой и познавательной сфер учащихся;
б) выявление объёма знаний, умений по предметам: русский язык, математика, английский язык;
в) определение уровня готовности учащихся к обучению;
г) выявление психологического климата в коллективе;
д) определение положения ребёнка в школе, взаимоотношений в семье;
е) определение причин, вызывающих трудности в учении у проблемных учеников.
Психодиагностической оценке в рамках данной диагностики подлежат:
Общая ориентация детей в окружающем мире.
Отношение ребёнка к отношению в школе.
Внимание.
Память.
Мышление.
Речь.
Мотивация достижения успехов.
Личностные качества.
Межличностные отношения.
Для реализации данных целей использовались:
Методы исследования:
наблюдение:
анкетирование;
тестирование;
беседа.
Диагностические методики:
Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания».
Методика «Определение объёма кратковременной зрительной памяти».
Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти».
Методика «Диагностика опосредованной памяти».
Методика «Определений понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
Задание на определение сформированности мотивов учения (П.И. Пидкасистый).
Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе (Лускалова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993).
Задания на проверку знаний учащихся самостоятельно работать на занятии (П.И. Пидкасистый).
Тест «Как ты делаешь уроки?»
Методика «Отношение детей к обучению в школе».
Методика «ТЯПА».
Тест школьной тревожности Филлипса.
Социометрическая методика.
Анкеты для родителей.
Рисуночный тест «Семья».
Так же были проведены:
беседы с учителями (по русскому языку, математике);
беседы с родителями;
наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности;
анализ письменных работ;
анализ журнала успеваемости.
Анализ письменных работ
Цель: определить уровень ЗУНов учащихся на данном этапе по предметам: русский язык, математика, английский язык.
В анализ письменных работ входила проверка работ учащихся по 3 предметам: русскому языку, математике, английскому языку.
При анализе письменных работ учитывалось:
грамотность, правильность выполнения дополнительных заданий по русскому языку;
правильность выполнения заданий по математике;
знание лексики и грамматики английского языка;
аккуратность/неаккуратность выполненных заданий.
По данным анализа письменных работ мы составили сводные таблицы по каждому предмету (Приложение).
В итоге мы получили данные, что достаточно высокий уровень знаний по трём предметам и стабильно хорошие работы имеют следующие учащиеся: Бещетникова Диана, Давыдов Саша, Докунина Дарья, Леханова Юлия, Серенков Евгений, Сизо Белла.
Такие учащиеся, как Голодникова Кристина, Романенко Анастасия и Черкасова София имеют хорошие результаты по итогам работы, но уровень знаний по предметам немного ниже учащихся I группы.
Заметно отличаются работы Шаманской Франчески. У этого ребёнка – низкий уровень знаний по математике и английскому языку.
Психологическая характеристика детей с аффективным поведением
« Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или ...
Адресная направленность
На основе опытно - экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации воспитателей ДОУ. Рекомендуем: Использовать в работе нетрадиционные способы рисования, с дошкольниками разных во ...