В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
предложение учащимся примерного плана ответа;
разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала:
более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала;
привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов;
привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;
3. В ходе самостоятельной работы на уроке:
разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;
напоминание приема и способа выполнения задания;
указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
4. При организации самостоятельной работы:
выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителей, - но больше всех страдает ребенок.
Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители, внимания не обращают. Это может быть медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст – дескать, не привык, маленький, что-то – на воспитание; что-то на нежелание. Там упускается очень важный момент – начало трудностей, пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью…. Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка – тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо дается, на все остальные.
Если наказывают учитель (двойкой) и родители (порицанием, или более крутыми мерами), то желание учиться пропадет надолго, а порой и на всегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания – бесполезны. Теряет интерес, а значит – отставание углубляется. Психологические исследование показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или неспособен человек поставленную задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудача следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится…». А раз никогда, то стараться не зачем! Брошенные мамой или папой, между прочим: «Ну, какой же ты бестолковый!» - может еще больше испортить дело. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом. Тяжелый взор и крепко сжатые губы, когда вы проверяете домашнее задание, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценки не ругала, но ведь не вертеться-то на уроке может?!». Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что его ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке или за то, что не понял, как решить пример. Смысл один – меня ругают, значит, я плохой, ни на что не гожусь, хуже всех….
Личностные особенности человека
и подходы к их измерению
Личность - комплексное понятие, характеризующее человека как члена общества. И.М. Кондаков определял личность как "относительно устойчивую систему поведения индивида, построенную, прежде всего, ...
Блок “Моя малая родина”
В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя малая родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно-образовательных программах. Основно ...