В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Эти две ситуации позволяют выделить индивидуальные стили сотрудничества: склонность к лидерству, подчинению, агрессивность, индивидуалистические тенденции и пр.
Из данных табл. 1 видно, что: 1) курс обеспечил резкую децентрацию действий подростков; 2) экспериментальные программы, по которым занимались подростки по программе английского языка, способствовали дальнейшей децентрации значительнее, чем общегосударственные программы, по которым обучались дети из контрольного класса.
Таблица 1. Уровень адресованности подростковой инструкции (указан % подростков, которые хотя бы раз достигли данного уровня)
Уровень адресованности | ||||||
Класс |
низкий |
средний |
высокий | |||
Февраль |
Март |
Февраль |
Март |
Февраль |
Март | |
Контрольный Экспериментальный |
78 17 |
58 8 |
22 68 |
36 43 |
0 15 |
6 49 |
По критерию c2 различия значимы при р³ |
99,5 |
99,5 |
99,5 |
— |
95 |
99,5 |
Данные табл. 2 говорят о том, что резко повысилась познавательная инициативность подростков в ситуации сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослым. Но последующие месяцы обучения не привели к изменению этой способности в экспериментальной выборке, что говорит о дефиците средств развития познавательной инициативы в экспериментальных программах. В контрольном классе тенденция подростков самостоятельно доопределять условия задачи с помощью вопросов возросла (правда, статистически незначимо).
Таблица 2. Число детей (в %), задавших своему партнеру хотя бы один вопрос, уточняющий инструкцию
Класс |
% детей, задавших вопросы | |||
сверстнику |
взрослому | |||
Февраль |
Март |
Февраль |
Март | |
Контрольный Экспериментальный |
48 78 |
59 70 |
12 34 |
27 40 |
По критериюc2 различия значимы при р³ |
97,5 |
— |
95,0 |
— |
Любопытная тенденция вырисовывается при сравнении ситуаций сотрудничества с разными партнерами. Мы убедились, что в сотрудничестве со взрослым (доброжелательным, подбадривающим, некритикующим) у всех подростков существенно снижается уровень инициативности. Вслед за Ж. Пиаже мы объясняем этот факт своеобразием нормативных представлений о возрастном разделении функций. В иерархическом, построенном на уважении и послушании взаимодействии со взрослым взрослому отводится роль партнера, самостоятельно, без подсказки делающего все, что нужно в данной ситуации.
Отбор содержания учебного материала необходимого для
электронного обучения математики и информатики в средней школе
В последнее время тема создания учебных электронных изданий не только привлекает внимание разработчиков, педагогов и школьников, но и становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне ...
Методы и формы методической работы
Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы НПО - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясн ...