Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке английского языка в старших классах

Педагогика и воспитание » Принципы обучения учебному сотрудничеству в процессе изучения иностранного языка » Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке английского языка в старших классах

Страница 1

Характер сотрудничества старшеклассников со взрослым и сверстниками диагностировался с помощью серии субтестов, выполнявшихся на материале пространственных задач: из 4 — 9 разноцветных квадратных фишек надо было составить узор по заданному образцу. Сначала каждый подросток выкладывал три узора возрастающей сложности самостоятельно; при этом экспериментатор фиксировал уровень успешности подростка в решении экспериментальных задач. Это позволило:

а) уравнять контрольную и экспериментальную выборки по этому незначимому для нас параметру;

б) подобрать пары партнеров, равных по уровню успешности в выполнении диагностических заданий. После этого подросткам предлагались четыре ситуации сотрудничества разного типа.

1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Два подростка были разделены ширмой; одному давался образец узора, а другому — фишки, из которых этот узор надо было выложить. Первый подросток диктовал узор, второй — действовал по его инструкции, имея право задавать любые вопросы, но не имея возможности посмотреть на узор. После выполнения задания подростки менялись ролями и складывали новый узор той же перцептивной сложности.

Эта ситуация позволяла продиагностировать интеллектуальную составляющую совместного действия: способность учитывать позицию партнера. Инструкция диктующего оценивалась по степени ее адресованности.

Высший уровень адресованности достигался теми подростками, чья инструкция обеспечивала успешность действия партнера. Инструкция среднего уровня адресованности давала партнеру возможность сложить узор, хотя бы отчасти напоминающий образец. Инструкция низшего уровня адресованности не содержала практически никаких ориентиров для действия партнера: диктующий как бы забывал, что исполнитель не видит образца.

В действиях подростка, выполняющего инструкцию, нас интересовала способность самостоятельно добывать недостающую информацию, координировать свои действия и действия диктующего с помощью дополнительных вопросов. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, не достающую для успешного действия, является для нас существенным показателем учебной инициативности ребенка, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей.

2. Ситуация сотрудничества с педагогом с распределением функций. Каждый подросток собирал узор по словесной инструкции взрослого. Инструкция была составлена на среднем уровне адресованности, т. е. так, что по ней невозможно было действовать однозначно без дополнительных вопросов. По сути, эта ситуация в точности воспроизводила первую, но партнером подростка был не сверстник, а взрослый. Нас интересовало, повлияет ли смена партнера на способность подростка проявлять инициативу в ситуации неопределенной задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.

3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без четкого разделения функций. Подростки садились рядом, получали общий узор, а фишки между ними делились так, что сложить узор можно было, лишь объединив их.

4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками. У каждого подростка по-прежнему был свой набор фишек. Но на сей раз каждый получал свой образец узора и должен был собрать его индивидуально. Однако ни у одного подростка недоставало фишек, чтобы довести свою работу до конца. Из двух наборов фишек целиком можно было собрать лишь один узор.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Вспомогательные технические средства обучения
К вспомогательным ТСО можно отнести и современные электронные доски. Это доска с интерактивными возможностями и возможностью передачи данных на расстояние. Все, что пишется на этой доске, автоматичес ...

Методы и формы методической работы
Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы НПО - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясн ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru