В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Однако не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Большое значение имеет и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на четвертом году жизни. Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили свое одобрение, отметили ее. Но положительную оценку педагог дает по заслугам, т. е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности.
Овладение изобразительной деятельностью требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Вместе с тем двигательная основа художественной деятельности имеет особое значение для детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте дети только начинают овладевать движениями рук и орудийными действиями, способами создания творческих продуктов.
Для развития моторики детей большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями. Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления. И часто, не зная способов действия с ними, использует предметы неадекватно: стучит карандашом по столу, берет его в рот, бросает и т. п. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладевания орудиями и инструментами.
Техника творческой деятельности включает кинестетику и восприятие. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт. В связи с этим первый момент показа действия педагогом очень важен, так как он кладет начало изображению.
На различных этапах овладения техническими навыками и умениями в рисовании зрительный контроль за движениями и кинестезические ощущения соотносятся по-разному. Вначале зрительный контроль за движениями руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение, почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без него невозможно передать в изображении образ предмета, его внешние свойства. Процесс изображения требует постоянного зрительного контроля за действиями руки. По мере накопления двигательного изобразительного опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольный характер изобразительной деятельности.
Правильные технические навыки и умения формируются не сразу, а постепенно от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на это внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты, образы сказочных героев и многое другое, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).
Технические средства автоматизированного рабочего места учителя
В современных условиях учитель не может работать с мелом и доской. Сегодня общепринято широкое использование различных технических устройств. Наиболее широко используются аудиовизуальные средства ото ...
Особенности выработки навыка «правильности» чтения у умственно отсталых
третьеклассников
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: проп ...