В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Рассмотрев классификацию функций игровой деятельности, следует рассмотреть вопрос о классификации непосредственно самих игр. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует сразу оговориться, что в настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет ее однозначной классификации. Попытаемся разобраться в многообразий взглядов на данную проблему.
Говоря о классификации игр необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:
игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);
символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);
игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.
Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин.
Автором еще одной классификации является отечественный психолог П.П. Блонский, который выделяет следующие типы игр:
мнимые игры - манипуляции импульсивного происхождения у младенцев, которые не являются собственно играми;
строительные игры, в основе которых лежит строительное искусство ребенка;
подражательные игры, основанные на подражании взрослым;
драматизации, т.е. игры, в основе которых - драматическое искусство ребенка;
подвижные игры, в которых огромную роль играет бег;
интеллектуальные игры, основанные на активизации умственных способностей ребенка.
Еще один исследователь творческих игр А.П. Усова предлагает классификацию игр, где среди игр-действий, в которых изображается само действие, строительно-конструктивных игр, она выделяет ролевые. Ролевыми она считает те игры, в которых ребенок создает тот или иной образ.
Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:
игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;
игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации;
игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера;
деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации.
Известный психолог Л.С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка:
подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;
строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений; вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;
условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения.
Другие отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория игр является "субъективно-объективной", то ролевые игры относятся к "субъективно-субъективным".
Формы и методы художественно-эстетического развития дошкольников
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных обл ...
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Водород"
Активизация познавательной деятельности есть по сути систематическое и целенаправленное взаимодействие учителя и учащегося, направленное на совершенствование содержания, форм, методов, приёмов средст ...