В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Рис.2.4 Результаты контрольного измерения по Кеттелу
Рис.2.5 Уровень школьной успеваемости испытуемых при контрольной диагностике
Сравним результаты первичной и контрольной диагностик в экспериментальной группе. С целью определения статистической значимости полученных экспериментальных данных, воспользуемся методами математического анализа. Все расчеты представлены в Приложении 3. Здесь же отметим их результаты
Н0: корреляция между уровнями тревожности при первичной диагностике и контрольной диагностике не отличаются от нуля.
Н1: корреляция между уровнями тревожности при первичной диагностике и контрольной диагностике существенно отличаются от нуля.
tэмп= 0,87/2,46=0,35
tкр=2,10 для р≤0,05
2,87 для р≤0,01
1,73 для р≤0,1 для степеней свободы к=10+10-2=18
Вывод: таким образом, не существует значимых различий в показателях уровня тревожности при первичной и контрольной диагностиках (tэмп< tкр).
Далее проведем математическую обработку результатов исследования по остальным шкалам методики также по критерию Стьюдента. Расчетные данные приведены в таблице.
Таблица 2.5 значимости отличий по шкалам по коэффициенту Стьюдента
Показатель |
Sd |
Коэффициент Стьюдента |
Уровень самооценки |
0,67 |
1,78 |
Уровень активности |
2,69 |
-0,25 |
Уровень самостоятельности |
0,73 |
0,55 |
Уровень сформированности интеллектуальных функций |
1,70 |
-0,08 |
Уровень реактивности |
1,90 |
0,31 |
Уровень направленности |
0,87 |
1,82 |
Вывод: таким образом, не существует значимых различий между испытуемыми из первичной и контрольной диагностик по следующим показателям (tэмп< tкр.): самооценка, активность, самостоятельность, сформированность интеллектуальных функций, реактивность, направленность.
Рис.2.6 Сравнение результатов первичной и контрольной диагностик в экспериментальной группе
Данные, полученные в ходе контрольных измерений, показали, что изменения в показателях в контрольной группе минимальны. Результаты, полученные при измерении показателей в экспериментальной группе, существенно изменились. Так значительно снизился уровень тревожности детей (на 15%), улучшилась школьная успеваемость детей (на 20%), вырос уровень самооценки (на 25%), уровень активности (на 10%), значительно вырос уровень самостоятельности детей (на 25 %). Кроме того, беседы с педагогами показали, что значительно снизилось число негативных отзывов учителей-предметников, удалось наладить с детьми конструктивное взаимодействие на уроках. Немаловажными были и отзывы родителей. Они всячески подчеркивали важность проделанной совместной работы, ценность полученной информации, возможностей для самоизменения и оказания помощи в личностном росте собственных детей.
Анализ результатов проведенных мероприятий позволяет сделать выводы о том, за счет чего удалось добиться значительных улучшений в процессе налаживания отношений между детьми и родителями из неполных семей и создания пространства для формирования возможностей для личностного развития ребенка. Это стало возможным за счет:
Увеличения времени совместного пребывания детей родителей;
Повышения психолого-педагогической и правовой грамотности родителей;
Развития личностных возможностей самих родителей.
В первой главе было проведен анализ научной и методической литературы. По его результатам были определены базовые характеристики семейных отношений, личности как комплексного отображения значимых социальных качеств индивида. Кроме того, была выявлена связь между составом семьи и уровнем развития личностных возможностей ребенка.
Во второй главе описывался опыт экспериментальной работы по определению влияния состава семьи на развитие личностных возможностей и инструментов оказания психосоциальной помощи неполным семьям.
Динамика развития речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
В течение трех месяцев после первоначальной диагностики с детьми старшей группы проводились развивающие игры на расширение ориентировки в окружающем и обогащение словаря. После этого была проведена п ...
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях
у детей дошкольного возраста
Дети пятого года жизни получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так ...