В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Неполная семья имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполной семьи; неполная семья - система закрытая, не каждый может туда войти, даже социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Работа с неполными семьями входит в круг обязанностей социального работника, семейного психолога, социального педагога, школьного психолога, психолога-консультанта.
Основными направлениями работы с неполными семьями являются:
оказание социальной поддержки;
оказание помощи в построении новой стратегии воспитания собственных детей;
оказание поддержки в планировании оставшимся супругом собственной личной жизни и жизни своих детей;
повышение уровня психологических знаний, помогающих понимать сложность возникшей жизненной ситуации и наметить пути выхода из нее;
оказание иной психологической помощи.
Нами была разработана программа оказания психосоциальной помощи неполным семьям. Она предусматривает соорганизацию деятельности классных руководителей испытуемых, школьного психолога, социального педагога, родителей испытуемых и самих детей.
При составлении программы были использованы наработки О.А. Карабановой, Дружинина В.Н., Андреевой Т.В. практикующих психологов, авторов тренингов и консультационных программ.
Таблица 2.3 Программа психосоциальной поддержки неполных семей
№ |
Название мероприятия |
Содержание |
Деятельность практиканта |
1 |
Вводная встреча "Семья в современном обществе" |
Цель: прояснение для родителей социального статуса неполной семьи. Доклад социального работника на тему "Социальные гарантии неполной семье". Работа с вопросами родителей (родители на листках бумаги излагали свои вопросы, на которые отвечал приглашенный на встречу юрист). |
Организация мероприятия, подготовка тезисов для доклада социального работника. Ведение записей по ходу встречи |
2 |
Беседа с детьми на тему "Семьи бывают разные" |
Цель: прояснение для детей феномена неполных семей. Психологом была приготовлена компьютерная презентация, в которой мультяшные герои вели разговор о разности составов семей и причинах этой разности. В ходе презентации некоторые моменты комментировались автором. |
Помощь в подготовке презентации |
3 |
Встреча с родителями на тему "Гармонизация семейных отношений в неполных семьях" |
Цель: конкретизация феномена неполных семей, возможных последствий для человека и прояснение путей дальнейшего движения. Построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений (прохождение психодиагностики со школьным психологом). Психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье (индивидуально с приглашенным психологом-консультантом). Совместное осуждение путей построения новой семьи и необходимость подобных действий. |
Подбор методик психодиагностики, подготовка памяток для самопроверки результатов диагностики. |
5 |
Лекция для родителей "Ребенок-Школа-Семья" |
Цель: повышение уровня психолого-педагогичеcких знаний родителей. Раскрытие ключевых понятий возрастной психологии, характеристика младшего школьного возраста, определение кризисов развития, разъяснение причин асоциального поведения, способов взаимодействия с ребенком. Лекцию проводил школьный психолог и классный руководитель. |
Подготовка раздаточного материала по теме "Особенности развития детей младшего школьного возраста" |
6 |
Тренинг "Детско-взрослые межличностные отношения" |
Цель: помощь в налаживании продуктивной коммуникации родителей со своими детьми. Содержание взято из материалов И.М. Марковской [11]. Суть тренинга: проигрывание ситуаций из жизни неполных семей, отработка необходимых действий, реакций родителя на те или иные действия ребенка. |
Помощь психологу в проведении тренинга. |
8 |
Серия внеклассных мероприятий "Мы вместе" |
Цель: сплочение родителей и детей. Поход в музей, кинотеатр, на фотовыставку, выезд на природу. |
Организация и реализация мероприятий. |
9 |
Заключительная встреча с родителями |
Цель: мотивация к дальнейшему саморазвитию родителей, улучшению взаимоотношений с ребенком, организации личностного развития ребенка. |
Помощь в проведении беседы |
Средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитии ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия ...
Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения
иностранному языку
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических ...