В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Как помочь ребенку преодолеть негативное эмоциональное состояние?
Итак, вы зафиксировали эмоциональные переживания того или иного ребенка в различных условиях, проанализировали причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие, и выявили присущий ему тип реагирования на травмирующую ситуацию или предмет. Ваша задача на следующем этапе заключается в том, чтобы найти способы преодоления негативного эмоционального состояния или, в крайнем случае, компенсации тех неблагоприятных условий, которые его вызвали.
Например, ребенок часто пугается. Лучший выход из положения — установить причину страха и попытаться снять ее или помочь ребенку посмотреть на пугающую ситуацию с другой точки зрения. Так, в известном мультсериале «Ну погоди!» волк показан не столько страшным, сколько глупым и неуклюжим, заяц с легкостью побеждает его. Такой волк вызывает даже сочувствие, а сами ситуации в мультфильме приводят ребенка к выводу, что волки могут быть не страшные, а смешные.
Вернемся к нашим примерам. Вова, переживая неуспех своей деятельности на занятиях по развитию речи, стал печальным и замкнутым. В этом случае налицо признаки тревожного поведения. Его эмоциональный дискомфорт связан с ожиданием оценки, которую ему даст воспитатель на следующем занятии, предчувствием несправедливости по отношению к себе. Пока не упущен момент, Вову желательно поощрять, положительно подкреплять правильные ответы, подбадривать, выражая уверенность в том, что он справится с заданием. Ни в коем случае не следует обсуждать при всех его неправильные ответы. Очень спокойно надо объяснить ребенку, в чем его ошибка; при этом подчеркнуть, что многие так ошибаются, ничего страшного в этом нет.
Другой пример. Виталик раздражителен, часто испытывает гнев. В данном случае агрессивные признаки в поведении объясняются его положением в группе. Как повысить его статус? Виталик переживает сложный процесс привыкания к данной группе, к воспитателям, к детскому саду вообще. Отношения с детьми устанавливаются трудно. В таком случае многое зависит от воспитателей. Постарайтесь почаще хвалить и подбадривать его в присутствии других детей. Выясните, чем он интересуется, что у него лучше всего получается. Давайте ему задания, которые он заведомо сможет выполнить хорошо и тем самым выделиться среди окружающих его детей. Во время свободной игры проявите заинтересованность, поиграйте немного с ним сами. Вы увидите, что другие дети это отметят, в дальнейшем захотят включиться в игру сначала совместно с вами, а затем примут в свои игры и его.
В любом случае тактика воспитательных воздействий по преодолению агрессии должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессию и не фиксировать на ней внимание, в другом — включить агрессивные действия в игру, придав им новый смысл. Например, поиграйте в Тома и Джерри. Этот мультсериал любят все дети. Его персонажи пытаются причинить побольше вреда друг другу, а чем это заканчивается — знают все. Юмористическая форма агрессивных проявлений позволяет придать им социально приемлемый, эмоционально насыщенный смысл. Важно показать ребенку, что, пребывая в гневе или ярости, он может быть смешон. В некоторых случаях необходимо не принимать агрессию и установить запрет на подобные действия. Если в основе агрессивных действий лежит страх, следует установить его причину и добиваться эмоционально положительного разрешения травмирующей ситуации. Часто агрессивное поведение ребенка — это способ привлечь к себе ваше внимание и внимание других детей. Постарайтесь поощрять любые положительные действия и тем более конструктивные результаты деятельности такого ребенка. Изучите его интересы и склонности, давайте ему задания, привлекательные для него. Попробуйте заинтересовать ребенка заботой о ком-то слабом, требующем зашиты (животном, растении). Помогите ему освоить подчиненные, второстепенные роли.
Что делать, если ребенок импульсивно реагирует на травмирующие ситуации? Хвалите его в тех случаях, когда он сдерживается, пытается взвесить «за» и «против», потерпеть. Почаще обращайтесь к играм, успех которых зависит от терпения (например, известная игра «Замри»). Можно использовать групповые задания, успешность выполнения которых зависит от включенности и сосредоточенности каждого, от способности выполнить вовремя и хорошо свою часть задания. Чтобы довести задуманное до конца, ребенок будет стараться переступать через мелкие недоразумения и обиды ради достижения общей цели. Для этого организуйте небольшую группу детей, каждому дайте конкретное задание, которое должно являться частью основного (его выполнение осуществляется только всей группой). Задание может быть любое: постройка большого дома или замка из кубиков, где каждый строит свою часть и в то же время должен приноровиться к действиям других.
Диагностика уровня развития речи у детей дошкольного возраста
Исследование проводилось в 2013 году. В диагностике участвовало пять человек. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение развивающих игр. Трет ...
Целесообразность и необходимость выбора методов исследования
«Для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях»,- так считал классик педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский. Начиная или продолжая работу ...