В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Существует большое количество методов психологической диагностики вообще и эмоциональной сферы ребенка в частности. Однако в случае педагогической оценки далеко не все они могут быть использованы непосредственно воспитателем.
Это объясняется, во-первых, тем, что воспитатели не имеют достаточной психологической подготовки, чтобы правильно интерпретировать результаты тестирования. В некоторых детских садах г. Владимира была апробирована методика определения импульсивности ребенка. Воспитатели заполняли бланк, в котором фиксировались проявления импульсивности в повседневной жизни ребенка, в его взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игровой и учебной деятельности. Затем воспитатели записывали свое отношение к этому тесту, его положительные и отрицательные стороны с их точки зрения. Оказалось, что многим воспитателям не понятны некоторые утверждения теста, поскольку им не ясен его психологический смысл. Так, в тесте есть утверждение: «Обидчив, но не злопамятен». В комментарии воспитатель пишет, что формулировки можно расширить, так как некоторые дети и обидчивы, и злопамятны. То есть для воспитателя остается в стороне психологическая составляющая импульсивности, а именно склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Такой ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро остывает, т. е. длительное сохранение в памяти обиды не является признаком импульсивности.
Во-вторых, очень часто результаты теста дают возможность воспитателю отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездеятельность в отношении конкретного ребенка. Такое его поведение провоцируется, как правило, отношением к нему взрослых или сверстников. Он боится получить отрицательную оценку своих действий со стороны родителей, воспитателей или других детей. Может быть, такой ребенок боится не справиться с заданием, а гнев и раздражительность являются его поведенческими редакциями на конкретную жизненную ситуацию.
В связи с этим для педагогической оценки мы предлагаем в качестве основного метода наблюдение. Вы видите ребенка каждый день, имеете возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Очень важно, чтобы такое наблюдение осуществлялось регулярно и вы бы могли оценить результаты своих воспитательных воздействий.
Зарубежные психологи предлагают следующие ситуации, в которых можно пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования на них ребенка.
Страх
• Приход в детский сад, появление где-нибудь;
• незнакомая удивительная игрушка;
• поломка игрушки;
• плач, крик сверстника, друга;
• нападение сверстника, друга;
• незнакомый звук;
• воспитатель запрещает, ругается, кричит;
• незнакомая комната;
• появление незнакомых взрослых или детей;
• приближение незнакомых людей.
Гнев
• Уход матери;
• желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
• желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;
• желание иметь что-то, что нельзя взять;
• трудная игрушка, поломка игрушки;
• внимание близкого обращено на другого ребенка;
• другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;
• воспитатель забирает игрушку;
• физическое наказание;
• воспитатель обижает, ругается;
• наличие препятствия;
• возвращение матери.
Радость
• Приход, прибытие куда-либо;
• выполнение задания;
• смотрит в зеркало на себя;
• смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;
• сверстник дурачится;
• внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;
• смешной (незнакомый) звук.
Для оценки эмоциональных проявлений в той же работе была разработана пятибалльная шкала, в которой опредлены поведенческие реакции ребенка, пребывающего в том или ином эмоциональном состоянии. Наблюдая за ребенком в описанных выше ситуациях, можно по этой шкале _оценить силу эмоционального состояния ребенка.
Страх
• 1 балл — спокоен, нерешителен, малоактивен.
• 2 балла — таращится, пялит глаза,смотрит и сторонится, уклоняется.
3 балла — морщится, хмурит брови, отворачивается, возбужден.
• 4 балла — отказывается смотреть, убегает, хнычет, дрожит.
• 5 баллов — хватается, цепляется за близкого, замирает, волнуется, плачет, визжит.
Гнев
• 1 балл — спокоен, отворачивается, хмурит брови, смотрит угрюмо.
• 2 балла — морщится, надувает губы, становится более активным, корчит рожи, возбужден, сдерживает слезы, отворачивается.
Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения
Контроль знаний школьников с помощью педагогических тестов год от года все более прочно завоевывает себе позиции в системе образовательных учреждений в нашей стране. В то же время непосредственно для ...
Методика преподавания русской литературы ХХ века на
примере произведения Набокова «Обида
I. Характеристика Форма работы: система малых групп + мастер. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание. Преобладающий метод: проблемно - поисковый, диалогический Категория обучающихся: уч ...