В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Чтобы помощь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний была действенной, необходимо изучить его интересы и склонности, желания и предпочтения. С этой целью можно предложить ему ответить на следующие вопросы .
• Что ты любишь больше всего на свете?
• Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
• Расскажи о своем любимом занятии: как ты гуляешь, играешь и пр.
• Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
• Тебе все нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить?
• Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?
Можно использовать прием, который заключается в завершении предложений. Ребенку предлагаются незаконченные фразы. Пусть ребенок придумает, как их завершить. Чтобы ему было интересно, используйте кукол или игрушечных животных. Попросите ребенка вообразить, что он помогает мишке, который не умеет говорить, или переводит с языка животных вам, взрослому. Скажите ребенку: «Чтобы мишке было легче, я начну предложения, а вы вместе закончите. Только надо это делать быстро, не задумываясь надолго. Попробуем?» Зачем торопить ребенка? Чтобы получить более непосредственный ответ, который, как правило, более информативен. Создайте непринужденную обстановку. Объясните, что правильных и неправильных ответов в этой игре не бывает. Все ответы верны.
1. Когда я вырасту, я буду .
2. Мне скучно, когда .
3. Не люблю, когда .
4. Самое интересное — это .
5. Мой лучший друг .
6. Мне нравится .
7. Взрослые любят, когда .
8. Летом я люблю .
9. Когда я пойду в школу .
10. Мама сердится, если .
11. Мое самое любимое дело — это .
12. Мама всегда хвалит за .
13. Как меня ругали, когда .
14. Зимой лучше всего .
15. Папа меня всегда хвалит за .
Список фраз можно видоизменять, дополнять или сокращать. Обратите внимание на то, какие предложения вызвали у вашего испытуемого затруднения, а какие он завершил легко и быстро. Это может дать косвенную иформацию о психологическом климате в семье, наличии противоречий между желаниями ребенка и требованиями родителей.
Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду, можно предложить тестирование, направленное за изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате ваших воспитательных воздействий. Основные аспекты этого развития касаются отношений со взрослыми и сверстниками, также самостоятельности. Заготовьте вариант анкеты (см. правую колонку).
Такую процедуру рекомендуется повторять несколько раз в течение года, так как ваши воспитательные воздействия, изменение социально-психологического климата в семье и детском саду, социального статуса ребенка в группе сверстников могут повлиять в сторону снижения эмоционального неблагополучия у одних детей и увеличения у других.
Таблица
Р И 0 |
Р И 0 |
Утверждения (Р — редко, И — иногда, 0 — обычно | |
Хорошо себя чувствует со | |||
взрослыми | |||
Может пользоваться по | |||
мощью взрослого | |||
Может действовать со взрос | |||
лым сообща | |||
Успешно действует под | |||
руководством взрослого | |||
Хорошо себя чувствует со | |||
сверстниками | |||
Хорошо себя чувствует в | |||
малой группе | |||
Хорошо себя чувствует в | |||
большой группе | |||
Может участвовать в делах, | |||
инициированных детьми | |||
Может выбрать себе занятие | |||
Может позаботиться о себе и | |||
своем имуществе | |||
Может выразить чувства | |||
словами | |||
Может наблюдать за | |||
действиями других | |||
Может реализовать чужие | |||
идеи и следовать примеру | |||
Может действовать в | |||
одиночку | |||
Может контролировать | |||
импульсы | |||
Может соблюдать очередь | |||
Может уладить разногласия | |||
со сверстниками | |||
Психолого-педагогическая характеристика детей с открытой
ринолалией
Тяжесть нарушений речи у лиц с ринолалией зависит от совокупности структурных и функциональных изменений и в немалой степени – от социально –психических условий развития ребенка. Как правило, целый р ...
Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма
Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике т ...