В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Рекомендации по организации и проведению игровых программ:
Ориентация на цели, связанные с освоением подростками новых собственных биофизических возможностей в игровой программе.
Учет возрастных и психологических особенностей, их интересов и потребностей; место проведения и продолжительность программы, т.к. одной из ведущих особенностей подросткового возраста является самовыражение в конкретной социальной среде.
Составляя игровые программы, можно использовать как известные технологии игровой деятельности, так и самим разрабатывать новые технологии. Выбор же этих технологий основывается на развитии у детей оперативно-творческого мышления и самостоятельности.
При проведении необходимо учитывать реальные биофизические возможности разных детей (выбирать равные по силам команды, дифференцировать задания и т.д.).
Надо увлекать участников игрой, стимулировать их интерес к ней, давать детям положительную оценку их, даже неудачных действий, смещая, таким образом акцент с возможности выигрыша на важность участия в игре.
После завершения программы в той или иной форме поблагодарить игроков.
По мимо игровых программ, используются и другие формы культурно-досуговой деятельности:
Праздники. Содержательную основу подготовки и проведения праздника составляет событие, которому он посвящен (Масленица, Холи, Хелоуин и др.). Раскрыть значимость события и донести его до зрителя – цель, стоящая перед школьным коллективом, занимающимся подготовкой и проведением праздника.
Праздничные концерты. Могут входить как в состав праздника (День защиты детей и празднование Дня Рождения Джавархарлала Неру, День Победы, День святого Валентина), так и быть отдельно взятым мероприятием (Концерт посвященный Дню Защитника Отечества, Дню учителя, Для милых дам – 8-е марта и т.д.)
При проведении праздничных и концертно-зрелищных мероприятий ведущими являются наглядные методы.
Тематические вечера, литературно-музыкальные гостиные, целями которых является приобщение учащихся к ценностям общемировой и национальной культуры («Гой, ты, Русь моя…» - посвященная Дню Рождения С.А. Есенина, вечер встречи с ветеранами ВОВ, Афганской и чеченской вон, посвященной Дню защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать»).
Эти формы работы основаны в первую очередь на словесных методах, здесь слово становится основным организующим и смысловым элементом, но не преобладает над другими средствами воздействия (музыкой, изобразительным искусством, кино и т.д.)
Также мы планируем провести ряд мероприятий связанных с рядом различных форм внешкольной работы: соревнования и конкурсы, игры-спектакли, дискотеки – как наиболее популярной формой развлекательной деятельности в подростковой аудитории.
Дискотека в плане ее воздействия на аудиторию: широкое использование аудиовизуального комплекса, способного в значительной мере влиять на психику подростков, и через это влияние и через слово, произносимое ведущим, через содержание дископрограммы (в данном случае направленной на формирование поликультурного мировоззрения и толерантности: танцы разных народов мира, включение конкурса костюмов различных этнических групп и т.д.) – все это дает возможность изменять внутренний мир, систему ценностной ориентации личности подростков.
Наш опыт организации культурно-досуговой деятельности и анализ работы учебных заведений позволяет сделать вывод о желательности выстраивания системы методов работы по формированию поликультурного мировоззрения учащихся в единую технологию с наличием определенной последовательности применяемых преобладающих методов:
Таблица 3
Методы |
Вид деятельности |
Мероприятие |
Практические |
Игровая |
- тренинг «Расскажи, кто я?», |
- тренинг «Иностранец и переводчик» | ||
- «Что в имени тебе моем» | ||
- Герои наших любимых | ||
литературных произведений (викторина для 7-8 классов) | ||
Наглядные |
Праздники, концерты, театрализованные представления, дискотеки |
- Постановка спектакля по Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
- День вежливости | ||
- Фестиваль народных сказок | ||
- Город мастеров | ||
- Чайные традиции в разных странах мира (Индия, Англия, Россия) | ||
- Масленица и Холика | ||
- Дивали | ||
- Дурга Пуджа | ||
- День Святого Валентина | ||
- 23 Февраля | ||
- 8 марта | ||
- День рождения Джавархарлала Неру и всемирный день детей День духовного единения России | ||
Словесные |
тематические вечера, гостиные |
- «Гой, ты, Русь моя…» - посвященная Дню Рождения С.А. Есенина |
- Вечер встречи с ветеранами ВОВ, Афганской и чеченской вон, посвященной Дню защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать» |
Динамика развития
Развитие ребенка в эти годы идет очень неравномерно. Прежде чем мальчик перейдет на новый этап возрастного развития, он обычно отступает чуть-чуть назад. Ему может вдруг понадобиться помощь при одева ...
Психологические особенности учащихся 8-10 классов, влияющие на содержание и
формы организации факультативных занятий
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, ч ...