В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В данном параграфе описывается формирующий этап опытной работы.
Задачи формирующего этапа:
Разработать ряд работ для педагогического коллектива;
Разработать различные воспитательные внешкольные мероприятия с детьми;
Разработать беседы с родителями;
Для формирования у детей поликультурного мировоззрения мы разработали программы по МХК для 7 – 9 классов, в рамках диалога культур «Запад – Россия - Восток»:
Пояснительная записка.
Предлагаемая вниманию программа «Диалог культур. Россия – Восток» предназначена для учащихся 7 – 9 классов средних общеобразовательных учреждений. В основу данного варианта программы была положена разработанная аксиолого-типологическая модель предмета, интерпретирующая мировую художественную культуру не как комплексную историю искусств, а как специфическую форму познания «картины мира и человека», результаты которого закреплены в художественных произведениях. При данном подходе главным в содержании программы становится не произведение искусства, а человек, выразивший в нем свое миропонимание. Программа по МХК для старшей школы " Диалог культур. Запад – Россия – Восток " представляет собой также "интегративное раскрытие различных сторон жизни России и восточных стран". Из содержания этой программы, ясно видно, что основными ее разделами являются история, культура, литература, современная проблематика Запада, России и Востока, включающие экономику, социологию, право.
В 7-8 классах программой предусматривается на изучение курса "МХК: Запад, Россия и Восток, опыт сравнительной историко-типологической характеристики" по 36 часов.
Программа рассчитана на 3 года обучения, на 108 часов (3 года), включает 8 модулей (по 4 на год) и состоит из 13 разделов, логически взаимосвязанных друг с другом. В то же время каждый из них вполне самостоятелен и представляет собой законченное целое. Первый год (7-8 класс), или первая часть программы рассматривает художественную культуру Древнего мира и отвечает на «главный вопрос эпохи» - «Что есть мир?», второй (9 класс), или вторая часть программы, рассматривает художественную культуру Средневековья, Просвещения и современного мира и отвечает на «главные вопросы эпохи» - «В чем смысл жизни?»; «Каков мир окружающий меня?»; «Каков я сам, живущий в этом мире?». Таким образом, педагогической целью данной программы является приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формирования в нем через общение с искусством «активно мыслящего мировоззрения».
Эта задача не может быть полностью решена без умения «прочесть» произведение искусства «глазами самой эпохи», т.е. без понимания тех исторических и художественных реалий времени, в которых это произведение было создано. Для решения этой задачи были сформулированы дидактические принципы и дидактическая логика организации материала и отбора художественных произведений.
Системообразующим принципом построения первой части программы является принцип историко-типологического единства, объединяющий 2 типа социокультурных миров. В первый раздел вошли цивилизации Востока: Древний Египет, Двуречье (Месопотамия), Иран, Древняя Индия, Древний Китай. В эту же группу включены древнейшие цивилизации Мезоамерики: инки, майя, ацтеки, хронологически возникшие позже, но имеющие типологическую общность и историческую судьбу. Все эти цивилизации, достигшие высочайшего расцвета, закончив свое существование, ушли с мировой арены и не стали базой дальнейшего развития художественной культуры. Во второй раздел вошли цивилизации Античного мира – Древняя Греция и Древний Рим. Эти цивилизации, так же достигшие расцвета, закончив свое существование и уйдя с мировой арены, тем не менее, стали базой, «арсеналом и почвой» дальнейшего развития художественной культуры Европы и Восточноевропейской части России. Системообразующим принципом второй части программы является принцип регионально-мировоззренческого единства, рассматривающий художественную культуру Средних веков по трем мировым религиям – буддизм, христианство, ислам. Религиозные системы, возникшие в Индии, Китае, Японии, Палестине, и стали базой, на которой была выстроена вся образная система художественной культуры Средних веков. Здесь же системообразующим принципом является и принцип единства метода и стиля, позволяющий рассматривать художественные явления эпохи Средневековья (в частности Возрождения) и начала Нового Времени не только в их целостности, но во взаимосвязи с предшествующими периодами – Древним миром.
Уровни познавательной активности
Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неуст ...
Разработка проблемы тестирования в отечественной методике
Вопросы контроля обученности студентов иностранному языку получили значительно меньшее освещение в отечественной методической литературе по сравнению с другими проблемами. Более того, в ряде пособий ...