В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В результате наблюдений за характером отношений педагогов с детьми можно сделать вывод о том, что в отношениях имеет место преимущественно авторитарная модель. Способы общения при данной модели – наставления, запрет, наказания.
Формируя у детей поликультурное мировоззрение, педагоги редко обращают внимание на традиции и обычаи русского народа, на их гуманную сущность, для чего они были приняты народом и используются по сей день. Это приводит к тому, что дети бессмысленно запоминают и используют те или иные средства различных культур, а некоторые забывают, не востребовав. Комплексное продвижение сайта цены на продвижение сайтов.
С целью показателя сформированности поликультурного мировоззрения у учащихся среднего звена, мы использовали диагностическую методику Дмитриева, позволяющую выявить уровень сформированности поликультурного мировоззрения. С этой целью были использованы следующие методы: индивидуальные и групповые беседы с детьми, изучение продуктов деятельности, наблюдения за детьми на уроках и внешкольных мероприятиях данного толка. Для нас также важно было выявить реальное понимание и использование средств МХК у учащихся в обследуемых группах. С этой целью были использованы такие методы, как: сплошное и выборочное наблюдение за поведением детей в разнообразных видах деятельности. Материалы наблюдений фиксировались в протоколах.
С целью выявления сформированности поликультурного мировоззрения в беседе задавались следующие вопросы:
Как ты понимаешь, что такое культура и что к ней относится?
Как ты понимаешь слово «толерантность»?
Как, по-твоему, когда человек впервые знакомиться с культурой своего народа?
Как, по-твоему, когда человек впервые знакомиться с культурой других народов?
Как ты думаешь, где люди используют традиции и обычаи своего народа, и общекультурные традиции?
Расскажи, какие русские и индийские праздники тебе известны, и знаешь ли ты, с чем они связаны?
Предлагалось нарисовать поликультурное пространство.
В беседах с детьми наибольшую трудность составили 2, 4 и 5 вопросы.
Так же для вычленения уровня сформированности поликультурного мировоззрения был использован социологический опрос. (Приложение № 1)
Результаты социологического опроса показали, что подростки не всегда толерантны друг к другу, они крайне категоричны. Если их мнение расходится с мнением окружающих, особенно взрослых, что обусловлено особенностями психологии данного возрастного периода, ребята настроены категорично и не приемлют не согласия со своим мнением, а тем более критикой. В целом, если ребятам помочь в становлении их личности, они вырастут толерантными, активными, интересными людьми, которые уважают себя и других, способными к творчеству и развитию общественной культуры.
Данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей не совсем правильно формируется поликультурное мировоззрение с точки зрения содержания и использования толерантного отношения и межличностного общения. Дети плохо представляют, что относится к средствам культуры, не знают где помимо праздников и творчества они применяются, не видят проявлений поликультурности и толерантности в повседневной жизни. И, к сожалению, соприкасаются с толерантностью и многообразием культуры только в образовательном учреждении. Только 20 из 70 детей знают об использовании народных и общекультурных традиций в повседневности: Семенова Влада и Степанов Филипп. Зайнетдинова Даша считает, что знакомство с культурными традициями своего народа происходит в семье, но идет не от родителей, а от бабушек и дедушек. Ни один ребенок не говорит о знакомстве с общекультурными традициями в семье, что доказывает актуальность выбранной темы. На предложенное задание нарисовать поликультурное пространство дети в основном рисовали школу, музеи и театры, что показывает, что дети знакомы с поликультурным пространством, но их представления слишком малы.
Все это свидетельствует о том, что во многих семьях не создается благоприятная атмосфера для формирования поликультурного мировоззрения, родители считают, что воспитывать и обучать – это забота школы, не уделяют должного внимания привитию детям семейных ценностей, истории и предкам.
Наблюдение за формированием у детей поликультурного мировоззрения проводилось в процессе различных видов деятельности: учебной, внешкольной, бытовой. Велись записи наблюдений за детьми, фиксировались конкретные факты детских проявлений. Целенаправленные наблюдения за детьми дали возможность выявить общую картину: прививаются ли народные и общекультурные традиции в повседневной деятельности детей, интересуются ли дети историей происхождения тех или других традиций, знают ли дети такие понятия как толерантность и поликультурность. С этой целью мы просмотрели ряд уроков и мероприятий по данной проблеме: уроки МХК, литературы, музыки, праздник Дивали, Масленицу и т.д.
Методика «Наказания в семье»
Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоциро ...
Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного
возраста
Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действите ...