В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Данные констатирующего этапа эксперимента.
В данном параграфе мы изучаем состояние работы на уроках МХК и внешкольных мероприятиях с детьми среднего школьного возраста по проблеме формирования поликультурного мировоззрения, определяются условные уровни сформированности поликультурного мировоззрения, представлены результаты диагностики, осуществляется поиск методики работы с детьми по проблеме исследования.
Этапы работы:
Проанализировать содержание работы с детьми по формированию поликультурного мировоззрения в школе.
Выявить представления детей о поликультурном пространстве города.
Определить соотношение знаний о русской культуре с поликультурными.
Выявить соотношение знаний и применения поликультурных установок поведения.
Выявить условные уровни сформированности поликультурного мировоззрения у детей среднего школьного возраста.
В эксперименте участвовало 50 детей среднего школьного возраста. Эксперимент проходил на базе Государственной Общеобразовательной школы-интерната № 19 среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов (хинди) г. Москвы, Юго-Западного административного округа.
Используемые методы: наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности, наблюдения за содержанием деятельности педагогического коллектива по формированию поликультурного мировоззрения, выяснение собственных представлений детей о толерантности, групповые и индивидуальные беседы с детьми, с педагогами, социологический опрос детей, анализ документации.
Прежде чем анализировать особенности, мотивы и проявления детьми внешних форм толерантности и уровень сформированности поликультурного мировоззрения, мы пришли к необходимости получить объективные данные о содержании работы педагогов по проблеме формирования поликультурного мировоззрения у детей среднего школьного возраста. Нами изучались и анализировались учебно-методические пособия, программы, планы воспитательной работы с детьми, их содержание, проводились беседы с педагогами, наблюдения за характером подачи информации о поликультурности и толерантности, просмотр внешкольных мероприятий и открытых уроков по данной проблеме.
Из бесед с педагогами было выявлено, что проблема формирования поликультурного мировоззрения учащихся средней школы является чрезвычайно актуальной, подчеркивалась мысль о том, что в средней школе надо продолжать и углублять работу по привитию толерантного отношения и необходимого уровня знаний не только ребятам, но и родителям, совместно с ними.
Работа по формированию поликультурного мировоззрения проводится как в специально организованных занятиях с использованием разнообразных методов: бесед, диспутов, чтения художественной литературы, экскурсий, так и в процессе различных видов деятельности: уроках, играх, викторинах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях и т.д.
Вместе с тем, анализ планов учебно-воспитательной работы /было проанализировано 22 плана/ показывает, что работа по формированию поликультурного мировоззрения планируется не систематически, носит, зачастую эпизодический характер.
В основном, в планах работа по формированию поликультурного мировоззрения и толерантного отношения приурочена к каким-либо праздникам: День Вежливости, Дни культурно-исторического наследия, международные праздники и т.д. Ставятся задачи:
- познакомить с творчеством различных народов;
- формировать представления о различных праздничных традициях народов;
- познакомить с известными творцами России и других стран (Л.Н. Толстой, Р. Тагор, В. Шекспир и т.д.)
Ни в одном из 22 просмотренных планов не была определена задача - раскрыть детям содержания используемых понятий: толерантность, поликультурность;
- помочь понять гуманную сущность русского народа;
- сохранить преемственность между начальной школой, изучающей русскую традиционную культуру и старшей, с поликультурным мышлением и толерантным отношением.
Недостаточно полно отражены в планах задачи воспитания и формирования поликультурного мировоззрения в повседневной жизни /из 22 планов только в 12 некоторые из этих задач были отражены/. Кроме того, ни в одном из планов проблема формирования поликультурного мировоззрения не была связана с историей тех или других праздников, традиций, не связаны с такими предметами как музыка, труд, физическое воспитание. Как показал опрос, половина педагогов / 30 из 70 / не владеют для этого необходимыми знаниями и не заинтересованы в формировании поликультурного мировоззрения, подачи более обширных знаний, чем этого требует тема урока или внешкольного мероприятия. Следует также констатировать, ни в одном из календарных планов не были определены задачи, формы работы с семьей по проблеме формированию поликультурного мировоззрения, не указывалась необходимость проведения соответствующих консультаций, конференций, родительских собраний.
Понимание «отставания в обучении» в трудах зарубежных и отечественных
психологов
Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относ ...
Профессионально-значимые качества личности учителя как предмет исследования
Проблемой формирования профессионально – значимых качеств личности будущих учителей стали заниматься с конца XIX века. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследован ...