В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В детском саду обучение рассказыванию систематически и целенаправленно осуществляют в основном со старшего дошкольного возраста; возможности же младших дошкольников явно недооценивают. Известно: не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.
В 3-4 года (в 1 и 2 младших группах) отдельные места читаемых произведений повторяют просто для того, чтобы дети их запомнили - запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, т.е. повторения для развития чувства языка.
Программа детского сада предусматривает для этого много произведений устного народного творчества, в которых основной мотив многократно повторяется: это сказки «Курочка-ряба», «Репка», «теремок», «Колобок», «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Коза-дереза» и др. эти повторы и прочтения сказки можно закрепить в памяти еще раз - например, в младшей, чтобы уяснить какие же яички снесла курочка повторяются соответствующие места сказки (снесла курочка яичко, не простое - золотое).
Читая (рассказывая) в младшей группе уже знакомую детям сказку «Колобок», надо постараться, чтобы дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяться. Естественно, что усваиваются и интонации персонажей.
Справедливости ради отметим: ряд причин — недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий — создает трудности в работе воспитателя.
На первый план должно выступить решение тех задач, которые влияют на построение связного высказывания.
Это, во-первых, формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи. (Заметим: интонационная выразительность изживает такие недостатки связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи; от звукового оформления речи зависят эмоциональность и выразительность высказывания.)
Во-вторых, работа над смысловой стороной слова, его оттенков. Именно работа над смысловой стороной слова развивает умение правильно, точно, выразительно высказывать свою мысль, свободно выбирать языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и правильно сочетаются по смыслу.
В-третьих, работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.
Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.
В-четвертых, работа над синтаксисом, где на первый план выступает обучение детей правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в предложении.
В-пятых, обучение умению составлять тексты - описательные, повествовательные, с соблюдением общей структуры, разнообразных средств связи как между отдельными предложениями, так и его частями.
Первые слова, сказанные взрослым (это, он, у котенка, котенок умеет), служили как бы мостиком, на который малыш мог опереться. Методика совместного рассказывания позволяла выяснить, ориентируются ли дети на средства выражения логических связей между предложениями.
Словарь большинства детей беден; типичные особенности речи — частая замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых предметов или действий, смешение близких по смыслу понятий, упрощенные слова (что, известно, характерно для детей раннего возраста).
Предложения в основном простые, неполные.
На основе этих данных выстроилось экспериментальное обучение, включающее взаимосвязь речевых задач (словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры) со специальной методикой по развитию связной речи.
Задачи первого, подготовительного этапа.
1. Учить детей при описании предмета (в ходе игр «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь», «Угадай игрушку», «Выполни команду», «У кого?», «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Что у кого?», «Скажи, какой») видеть и называть его характерные признаки, качества, действия.
Заметим, весьма эффективны и по сей день игры-соревнования, предложенные еще Е.И. Тихеевой. Одна из них — «Кто больше увидит и скажет про медвежонка (про куклу)?»
Комплексно-целевая программа по стимулированию мотивации педагогов на
учебный год
Данная программа отвечает потребностям школы и педагогического коллектива. Результаты, полученные в ходе реализации программы должны положить основу продуктивной работы педагогов по регулированию обр ...
Варианты
подвижных игр для детей третьего и четвертого года жизни
«Подпрыгни до воздушного шара». На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям ...