В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Методы обучения очень многочисленны, и многообразие их с каждым годом увеличивается, так как осуществляется непрерывный процесс совершенствования обучения, создаются новые средства обучения, повышается уровень развития учащихся, связанный с неуклонным ростом культурного уровня всего общества. Поэтому возникает необходимость в систематизации и классификации методов.
Любая классификация методов имеет относительный характер, так как в практике методы, как правило, применяются в комплексе, взаимно интегрируют. Рассматривая имеющиеся классификации методов обучения, можно заметить, что в основе их лежат разные признаки.
Исторически сложилась классификация методов обучения в зависимости от источника знаний: словесные, наглядные и практические. Для практической цели она удобна, но в ней не учитывается характер познавательной деятельности учащихся. На этом основании М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер классифицируют методы на объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Д. М. Кирюшкин, считая недостаточной классификацию методов обучения по какому-то одному признаку, вследствие многогранности и сложности процесса обучения, предложил положить в основу три важных признака:
основные дидактические цели (изучение нового материала, закрепление и совершенствование знаний, проверка знаний);
источники знаний;
-характер познавательной деятельности учащихся. Методы можно классифицировать по функциям: образовательной, воспитывающей и развивающей.
Большая и емкая классификация методов обучения была предложена Ю.К. Бабанским, который выделил специальные функции отдельных групп методов обучения:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся, доминирующей функцией которых является организация познавательной деятельности учащихся по чувственному восприятию, логическому осмысливанию учебной информации, самостоятельности в поиске новых знаний;
методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности, доминирующей функцией которых является стимулирующе-мотивационная, регулировочная, коммуникативная;
методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности, доминирующей функцией которых является контрольно-оценочная деятельность.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся - это большая и сложная группа методов. Наиболее близкая к химии и удобная для систематического изучения классификация этой группы методов - деление по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский) предложена Р.Г. Ивановой. Каждый такой метод выступает в качестве методического подхода. А в их рамках используются более частные методы, различающиеся по источнику знаний (словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические). Обращает на себя внимание то, что в классификации, предложенной Р.Г. Ивановой, нет членения на чистые наглядные и практические методы. Здесь учтена взаимная интеграция групп методов. Эти группы методов разделяются на отдельные конкретные методы (лекция, рассказ, беседа и т.д.). Таким образом, возникает четкая классификация методов обучения по следующим признакам:
Характер познавательной деятельности учащихся (общие методы): объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы
6 вида
Нарушения физического и психического здоровья человека не являются только медицинским явлением ни по причинам возникновения, ни по его последствиям. В связи с этим особую актуальность на современном ...
Методы определения физической подготовленности
Для определения уровня физической подготовленности подобранны следующие специализированные тесты: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки (девочки); Сгибание и разгибание рук в упоре лежа ...