В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Наличие категорий первой, второй, третьей и четвертой групп в речевом сообщении и создает ту особенность текста, которая названа нами его информационной насыщенностью. Категориально-познавательная информация всегда представлена в текстах; без нее немыслимо никакое сообщение. То же относится и к ситуативно-познавательной информации. Третья и четвертая группы категорий наличествуют не в каждом тексте. Категории указанных четырех групп несут все более усложняющуюся информацию. Если для категорий первой группы характерна идентификация понятий, то ситуативно-познавательные категории содержат двойную идентификацию: идентификацию объектов (явлений) и идентификацию связи между ними. Следовательно, если человеку при понимании категорий первой группы важно правильно осознать какое-либо понятие, то при понимании категорий второй группы ему нужно установить еще и связь между этими понятиями. Еще сложнее обстоит дело с категориями третьей и четвертой групп. Здесь происходит идентификация отношений между человеком и объектом.
Смысловые категории всех групп отрабатываются в индивидуальном опыте каждого человека, однако их выбор при написании письменного сообщения избирателен. Набор смысловых категорий, реализованных в тексте, различен. Это определяется объектом, событием, которые описываются, целевой установкой автора письменного сообщения, глубиной осознания человеком описываемой ситуации, его вниманием, тематикой текста, жанром, стием описания и т. п.
Смысловые категории имеют различные языковые формы реализации. Причем в разных языках одна и та же категория может быть реализована различно, что в процессе недостаточно точного понимания или перевода изменяет категориальный состав принимаемого сообщения.
В наших ранних работах использовался термин «смысловое отношение» для обозначения выражаемых в тексте категорий сознания. При исследовании соотношения смысловой категории и смыслового отношения было предложено для смысловой категории оставить сферу сознания (тогда смысловые категории — это отражение в сознании человека реально существующих связей предметов и явлений), а для смыслового отношения — сферу речевого сообщения (смысловое отношение реализует смысловую категорию в тексте). Представление о категориальной природе текста или о смысловых отношениях, реализованных в языке текста, хорошо объясняет следующий признак текста — его делимость или членимость.
Делимость как один из ведущих признаков текста
Понятие делимости (членимости) текста. Понятие делимости текста было предложено А. А. Брудным (1975), понятие членимости — Т. М. Дридзе (1975). А. А. Брудый пишет: «Письменный текст как застывшая линейная последовательность образующих его элементов существует только на бумаге. Текст делим: для психологии чтения это свойство текста имеет фундаментальное значение. Благодаря делимости текста читатель в состоянии мысленно сопоставлять отдельные звенья содержания, комбинировать их в сочетаниях, позволяющих глубже понять суть прочитанного». Делимость текста позволяет опускать одни его элементы, обращаясь к другим повторно. Эта возможность строить свой, читательский текст из предложенного набора элементов реализуется при чтении текстов даже произведений художественной литературы, а не только в программированном пособии. Делимость текста проверена автором в очень интересном эксперименте, когда испытуемым предлагалось восстановить исходный текст неизвестный им) из предъявленных отрезков этого текста, которые были выписаны экспериментатором на карточки и перетасованы. Результаты эксперимента показали, что существенных затруднений это задание у испытуемых не вызвало. Даже отрезками значительной смысловой сложности испытуемые оперировали уверенно. При этом наблюдалось чрезвычайно интересное явление: реконструкции приводили часто к образованию новых текстов, отличающихся по содержанию от исходного. Этот эксперимент позволил автору выявить в тексте точки, в которых составляющие его смысловые элементы разъединяются свободно. Напротив, другие элементы испытуемые соединяли так, как будто их последовательность была жестко фиксирована. Отсюда автор делает вывод о первостепенном значении переходов от одного относительно законченного отрезка текста к другому, не только для построения текста, но и для понимания.
Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Специфика обучения на начальном этапе заключается в том, что в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографич ...
Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане
Социально–политические преобразования в Узбекистане отражают объективную потребность в анализе и поиске путей разработки современных подходов в обучении и воспитании молодежи в целях обеспечения прог ...