В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Особое значение для раскрытия темы имеет заголовок. Как показал анализ, 97,3% всех технических текстов и 88,5% всех художественных текстов отражают тему текста в заголовке. В газетных текстах эта цифра несколько ниже: 52,8% текстов характеризуются выраженной в заголовке темой. Суммарно тема отражена в заголовке в 74% всех анализированных текстов. Заголовок позволяет определить, сколько тем являются основными, отграничить случаи, когда в тексте представлено несколько тем и когда имеются одна тема и несколько подтем. В школьных учебниках заголовки у текстов почти всегда имеются. Правда, учащиеся иногда не обращают внимания на заголовок, тем самым затрудняя себе понимание текста. Тема также очень часто формулируется в начале текста.
Характер изложения темы может быть различным. Возможно описание, объяснение или определение предмета темы, а также его оценка. Иногда может быть текст с несколькими по характеру изложения темами. Частотность перечисленных видов изложения темы, как показывает анализ учебных текстов и наши наблюдения, различна; она изменялась в зависимости от характера текста.
В отношении идеи текста было установлено, что она имела также разную степень и характер словесной выраженности. В преобладающем большинстве технических и художественных текстов идея сформулирована словесно. В газетных текстах наблюдалось почти равное количество случаев идеи, сформулированной словами, и идеи, словесно не выраженной. В учебных текстах идея формулируется в конце текста. Второе место занимают случаи, когда идея сформулирована в начале текста.
Отличие идеи от темы заключается в том, что последняя формулируется преимущественно в тексте и заголовке, первая же находит отражение чаще всего только в тексте. По отношению к остальным мыслям текста она может быть общим положением, раскрываемым последующим изложением, может носить характер вывода из изложенного, представлять собой частную мысль — оценку, излагаемую параллельно другим мыслям, и может также представлять собой комбинацию первого и второго или первого и третьего.
Проблема в отличие от темы и идеи присутствовала далеко не во всех рассмотренных текстах. Проблема может быть выражена в любом месте текста. Однако наиболее часто проблема бывает сформулирована в середине текста, особенно это относится к техническим текстам.
Проблема может иметь три основные характеристики: 1) проблема поставлена без описания ее решения, 2) проблема поставлена и описано ее решение, 3) описано решение проблемы без ее постановки.
Информативность текста.
Следующей очень важной характеристикой текста является его информативность. Установлено, что информативность характеризует не абсолютное количество информации в тексте, не общую его информационную насыщенность, но лишь ту информацию, которая, скорее всего, станет достоянием реципиентов.
Информационная насыщенность текста — величина абсолютная, информативность же текста — величина относительная. Оценкой информативности является мера адекватности интерпретации реципиентом замысла цели, основной идеи сообщения. Информативность текста — один из факторов эффективности смыслового восприятия, сообщения, или потенциальная интерпретационная характеристика текста.
Качественный анализ материалов показал, что категории рода, физических свойств (цвета), категория действия с предметами, а также категории количества и времени (выраженные грамматически) встречаются почти во всех описаниях. Употребление этих видов смысловых категорий не зависит от объема описания. В большинстве описаний реализуется категория вида, результата действия, состояния. Следующую группу по частоте встречаемости составляют категории количества (выраженные лексически), физического свойства — размера, приобретенных и оценочных качеств, категория отношения говорящего, категория степени качества. Среднее положение по частоте встречаемости занимает категория происхождения (в пределах категории физических свойств — информации о форме); категория взаимного расположения предметов, категория времени, выраженная лексически; категория сходства. Еще в меньшем количестве описаний встречаются категории имени, качества действия, сопутствующих обстоятельств, признаков и подобия. И, наконец, к редко встречающимся категориям отошли категории действия с предметом, последовательности, причины, условия, цели, различия, исключения, уточнения и назначения. Это как раз те категории, которые появляются в больших по объему описаниях.
Теория несовершенства детской природы
Учения о несовершенстве детской природы идут из двух совершенно различных источников: натуралистического и богословского. Исходя их этого эта теория имеет два особенных вида: натуралистический и бого ...
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, н ...