В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Также с помощью опытной работы предлагают авторы учебника изучить свойства песка. Так, ими предлагаются следующие опыты с выводами:
1. Рассмотри образцы песка. Определи его цвет (Песок бывает разного цвета: желтый, серый, белый).
2. Насыпь на картонку немного песка. Рассмотри. Определи, из чего состоит песок. (Песок состоит из зернышек – песчинок. Песчинки бываю разной величины: одни крупные, другие маленькие).
Также новый материал изучается методом организованного наблюдения. Так, например, изучая тему «Калийная соль», учащиеся знакомятся с ее свойствами, наблюдая за экспериментом, проводимым учителем. При это по ходу наблюдения за экспериментом, учащиеся получают задания: рассмотреть калийную соль, что наблюдается, если бросить немного калийной соли в стакан с водой.
Для закрепления изученного материала предлагается рассказать об усвоенных знаниях по плану. Так, например, план для рассказа о свойствах воды предлагается следующий:
- Где находится в природе;
- Внешний вид: цвет, прозрачность;
- Состояние (твердое, жидкое, газообразное);
- Основные свойства;
- Как используют.
Материал учебника позволяет осуществлять такой методический прием для изучения нового материала, как актуализация уже приобретенных школьниками ранее знаний. Так, например, при изучении темы «Круговорот воды в природе» перед непосредственным текстом параграфа ученикам предлагается разгадать загадку: В озерах, реках обитает, часто по небу летает. Как наскучит ей летать, на землю падает опять. Такой же прием используется при изучении темы «Глина»: Ее встретишь на дороге, и увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
С целью возобновления в памяти учащихся уже известных им сведений также используются многочисленные описания фактов из окружающего мира, повседневности, вопросов быта. В качестве примера такого текста можно привести следующий: Стоит на кухне плита. От нее идет длинная труба. Мама зажигает спичку, поворачивает переключатель на плите и … вспыхивает огонек. Что горит?
Кроме того, в данных рубриках содержатся еще и вопросы, развивающие логическое мышление, умение сопоставлять факты. Например, изучая тему «Общение» для анализа предлагается такой вопрос-задание: «Если разделить одно яблоко поровну на двоих, сколько достанется каждому человеку? Если один человек расскажет другому что-нибудь интересное, сколько будет знать каждый человек?».
Эффективными, на мой взгляд, являются упражнения, использующие в качестве дидактического приема наглядность. Так, пример могут служить многочисленные задания, связанные с изучением схем, таблиц, анализом рисунков, размещенных на страницах учебника. Достаточно наглядно увидеть и осознать сферы расходов семьи позволяет учащимся схема, размещенная на странице №116.
Тему «Чистая вода – забота людей» предлагается изучать, рассматривая рисунок (стр.№14). Так, задание к данной работе звучит следующим образом: «С помощью рисунка «путешествуй» по реке и рассказывай о том, что загрязняет воду. Какие источники загрязнения воды ты считаешь самыми опасными? Почему? Какие запрещающие знаки ты бы поставил на берегу реки, чтобы защитить воду от загрязнения?».
С дидактической целью в учебном пособии размещены тексты под названием «Повтори и запомни!». Так, предлагается для запоминания текст на стр.80-81 о труде, на стр. 89-90 на тему «Средства массовой информации».
Содержание факультативного курса «Алгебраические числа»
Необходимо сделать одно замечание общего характера. В основу данного курса положены общие методические установки, разработанные Г.В. Дорофеевым. Основные методические идеи Г.В.Дорофеева были реализов ...
Мегафакторы социализации
Космос (или Вселенная) н проблема его влняння на жнзнь людей на планете Земля привлекалн вннманне уже мыслнтелей древностн. И хотя по сей день большая часть представнтелей естественных наук скептнчес ...