В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В детских садах используют следующие виды контроля:
оперативный, в том числе: предупредительный; экспресс-диагностика; выборочный; сравнительный;
тематический, в том числе: предварительный, текущий, итоговый;
итоговый;
самоконтроль, в том числе: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности.
Использование карточек-схем наблюдения и анализа деятельности педагога и его взаимодействия с детьми для достижения запланированной цели позволяет не только экономить время администрации, но и дает возможность воспитателю еще раз подумать о том, как более эффективно провести занятие.
При организации контроля педагогической работы необходимо привлечь воспитателя к самостоятельному анализу своей деятельности. Трудность заключается в том, что далеко не каждый готов к объективной самооценке. Самоанализу надо научить, при этом важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения, а убеждать в рациональности применения альтернативных методов работы.
Взаимоконтроль осуществляется воспитателем параллельной либо любой другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и самооценке воспитателя при сравнении своей работы с работой другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта и улучшению образовательного процесса.
Для создания атмосферы творческого поиска в коллективе руководителю важно дифференцированно подходить к каждому педагогу. Одни педагоги нуждаются в систематическом контроле со стороны администрации, другие педагоги обеспечивают стабильные результаты, но еще не имеют достаточной методической компетентности для проявления творчества. Третья группа педагогов – педагоги с высоким профессиональным мастерством и методической компетентностью. Они способны работать на принципах доверия и самоконтроля. Таких педагогов руководитель посещает с целью обобщения и распространения опыта и оказания помощи в разработке и отработке педагогической технологии.
Оперативная коррекция выявленных в процессе контроля недостатков работы воспитателей заключается в устных замечаниях, указаниях и рекомендациях, дополнительных профессиональных консультациях, включении в план педагогической работы необходимых изменений.
Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения является организация контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Обычно старший воспитатель отвечает за воспитательно-образовательный процесс, старшая медсестра – за медицинскую деятельность, включая оздоровление и питание, а завхоз – за финансово-хозяйственную деятельность.
Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.
Рассмотрим более подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОУ с учетом распределения контролирующих функций между вышеуказанными специалистами.
Старший воспитатель контролирует:
прием детей на улице;
качественное проведение утренней гимнастики;
нахождение детей в группе в облегченной одежде;
проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, воздушного и водного закаливания;
двигательный режим;
длительность прогулки;
медико-педагогический режим;
организацию сна в проветриваемом помещении;
качественное проведение физкультурных занятий.
Контроль работы воспитателей в группах осуществляется ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность, например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.
Для обеспечения условий по оздоровлению детей старшая медсестра ДОУ контролирует:
температуру воздуха в групповых комнатах, спальнях, умывальных;
тепловой режим одежды в группе, на улице и во время сна;
соблюдение режима проветривания в помещениях;
проведение специального закаливания водой;
проведение лечебно-профилактических мероприятий, в том числе: ионотерапия, фототерапия, витаминотерапия.
Сегодня многие ДОУ имеют в штате не только старшую медсестру, но и медицинских сестер по массажу, физиотерапии. Контролировать их деятельность должен врач, если он работает в ДОУ, или непосредственно руководитель ДОУ. Для того чтобы правильно организовать контроль медицинских работников детского сада, руководитель необходимо владеть информацией по нормированию работы и формам отчетности медсестры массажа, медсестры физиотерапии.
Общая характеристика использования ролевой игры на
начальном этапе обучения иностранному языку
Как сделать урок или занятие по иностранному языку на начальном этапе обучения интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами ...
Детская литература как средство развития речи
младших дошкольников
Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная богатая ...